Экономика // Статья

Нацпроекты не покроют всех расходов на образование

17 января в рамках Гайдаровского форума состоялась экспертная дискуссия на тему: «Национальный проект «Образование»: 9 жизней регионов».

Нацпроекты не покроют всех расходов на образование
Фото: img3.goodfon.ru

Нацпроект «Образование»: основное финансирование – из федерального бюджета

С 2019 года стартует запуск «Национального проекта «Образование»: Его реализация планируется до 2024 года.

Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, директор по стратегии и методологии ФИРО РАНХиГС Татьяна Клячко рассказала о финансировании проекта.

Общие расходы за весь период действия нацпроекта составят 747 612,43 млн рублей из разных источников, причем из федерального бюджета должно быть выделено примерно 688 млрд рублей. Эти средства будут распределяться по субъектам РФ дифференцированно, в зависимости от уровня их обеспеченности и потребностей.

В рамках нацпроекта деньги пойдут на строительство новых школ, «Кванториумов», Центров опережающей профессиональной подготовки, Центров непрерывного повышения педагогического мастерства, нескольких десятков мастерских в организациях среднего профессионального образования, обновится структура психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста, будут решаться и другие важные задачи.

Регионам не дадут расслабиться

Однако никто не отменяет текущие расходы регионов на образование : так, по итогам 2018 года консолидированные (региональные и муниципальные бюджеты) потратили на эти цели 81,4% средств, в то время как федеральный бюджет – 18,6%.

То есть львиная доля всех ассигнований на все уровни образования, за исключением высшего, приходится на консолидированные бюджеты.

Как констатировала Татьяна Клячко, мы имеем большое недофинансирование всех уровней системы образования, и если вложения в эту отрасль не увеличатся до 4,4-4,6% ВВП (сейчас они составляют примерно 3,6%), то мы получим падение реальных расходов в расчете на 1 обучающегося, что неизбежно приведет к снижению качества образования.

Такой неутешительный прогноз связан с увеличением контингентов в ближайшие годы в системе дошкольного и общего образования, а также растущим охватом детей дошкольного возраста дошкольными образовательными организациями.

В то же время прирост расходов на эти и другие уровни системы возможен не только за счет средств нацпроекта «Образование», но и других. Например, в рамках нацпроекта «Демография» планируется организовать переобучение и повышение квалификации женщин в период их декретного отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с тем, чтобы они не теряли квалификацию. А если матери захотят быстро вернуться к работе, то для этого будут создаваться ясли для малышей. Кроме того, планируется организовать в регионах дополнительные места для детей дошкольного возраста, в том числе,в негосударственных организациях. Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, имеющие наибольшие проблемы в этой сфере, получат федеральные средства в приоритетном порядке.

При этом надо понимать, что национальный проект задает вектор развития системы образования, но не решает всех текущих проблем, накопившихся в данной сфере в субъектах РФ.

По опросам, проведенным Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС, материально-технической базой школ и теми условиями, в которых обучаются их дети, удовлетворены около 58% родителей.

Более острые проблемы отмечаются с качеством образования. Согласно опросам учителей школ трех регионов, различающихся по социально-экономическому положению. не усваивают полностью программу от 10 до 15% учащихся 5-7 классов (на эту проблему указали 19,5% педагогов Алтайского края, 24,4% Ставропольского края и 17,5% Челябинской области).

Ситуация несколько выравнивается к 10-11 классам благодаря тому, что часть выпускников 9-х классов с невысокими результатами ОГЭ уходит в сферу СПО.

Тем не менее полученные результаты настораживают.

По свидетельству Татьяны Клячко, они могут свидетельствовать, в том числе, и о недостаточном уровне подготовки части учителей, которые не могут обеспечить необходимое качество образования.

Соответственно, потребуется вложить дополнительные средства в повышение их квалификации.

Это то, что касается текущего финансирования.

А если говорить о нацпроекте «Образование», то по рядупроектов, в том числе таких, как«Современная школа» и «Цифровая образовательная среда», потребуется софинансирование со стороны регионов, которое сейчас никак не учитывается -на содержание инфраструктуры новых школ, зарплату учителей и воспитателей детских садов, обслуживание нового компьютерного оборудования.

Заместитель губернатора Ульяновской области, а в недавнем прошлом министр образования этого региона Екатерина Уба рассказала, во что выливаются эти затраты.

Например, в рамках федеральной программы в Ульяновской области был построен современный детский сад. Как вскоре выяснилось, ни одна школа микрорайона не готова была принять выпускников этого дошкольного учреждения. Пришлось закупить новое оборудование для школьных лабораторий, организовать переподготовку учителей, провести еще ряд мероприятий. В итоге общие расходы на эти цели составили более 200 млн рублей за три года.

«Такие моменты будут постоянно возникать в ходе реализации нацпроекта, - убеждена Екатерина Уба. – И предусмотреть заранее все расходы нереально».

Поэтому она признала обоснованными опасения, высказанные Татьяной Клячко, по поводу возможного сокращения в ближайшей перспективе расходов на 1 учащегося.

Почему бизнес не торопится инвестировать деньги в образование?

Дополнительным ресурсом финансирования мог бы стать бизнес.

Согласно Нацпроекту, на долю внебюджетных источниковприходится порядка 20% расходов, или в абсолютном выражении – около 15 млрд рублей.

Однако для привлечения этих денег нет необходимых условий, - считает Екатерина Уба. Речь идет прежде всего о налоговых льготах: те, что есть не работают, а введение новых потребует дополнительных затрат.

Эту позицию разделяет предприниматель, профессиональный инвестор, сооснователь ряда образовательных проектов, создатель движения «Родительская лига». Александр Рудик. По его мнению, причина не только в отсутствии благоприятного фискального климата, но и в недоверии государственных структур к предпринимателям.

Принять деньги от «частников» они готовы, но не желают, чтобы инвесторы участвовали в управлении той образовательной организацией, в развитие или создание которой они вложили собственный капитал.

Поэтому вопрос Александра Рудика: «Нужен ли бизнес образованию?» в этом контексте представляется вполне логичным.

Примечательно, что первый день Гайдаровского форума, 15 января, начался с делового завтрака, посвященного частным инвестициям в образование. Но там вопрос ставился иначе: зачем бизнесу вкладывать средства в образование?

Такая парадоксальная ситуация возникает из-за недоверия чиновников к представителям негосударственного коммерческого сектора, и пока это недоверие существует, ни о каком сотрудничестве не может быть и речи.

Но всем понятно, что если в систему образования не будет вложено достаточно денег, она не сможет подняться на новый качественный уровень и не решит тех задач, которые ставят перед ней государство и общество.


Денег нет, но вы держитесь!

Решат ли национальные проекты все проблемы, накопившиеся в сфере образования? На этот и другие вопросы мы попросили ответить директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, директора по стратегии и методологии ФИРО РАНХиГС Татьяну Клячко.

Как распределяется нагрузка по финансированию образования между разными уровнями бюджета?

– В настоящее время на консолидированные бюджеты субъектов РФ, если говорить об образовании, приходится 81,4% всех расходов на образование, на федеральный бюджет только 18,6% (данные по 2018 г. по уточненной бюджетной росписи на 1.09.2018 г.).

Консолидированные бюджеты регионов финансируют на:

  • 99,1% - дошкольное образование;
  • 96,6% - школьное образование;
  • 92,0% - дополнительное образование детей;
  • 92,0% - среднее профессиональное образование;
  • 69,5% - повышение квалификации и переподготовку работников системы образования (без высшего).

– Когда мы говорим о т.н. «региональном» или «муниципальном» бюджете, нужно понимать, что деньги там появляются из федерального центра,и, попадая в регион, формально становятся частью «регионального бюджета». То есть «своих» средств у дотационных субъектов РФ (а их большинство) нет?

– Деньги в регионы идут на выравнивание бюджетной обеспеченности трансфертами из федерального бюджета, и это не такая большая доля, как принято думать, за исключением некоторых регионов, где она доходит до 80-85%. В то же время из консолидированного бюджета региона на образование уходит в среднем от 20% до 35%, в регионах донорах – меньше, в середняках - 23-25%. Как правило, это самая масштабная статья расходов консолидированных бюджетов в большинстве субъектов Российской Федерации. В реформе 1998 г. предполагалось, что если расходы региона на образование составляют 25% и более, то Федерация дополняет региональный норматив до общероссийского норматива финансирования. Потом этот подход был забыт. В высокодотационных субъектах РФ расходы консолидированного бюджета региона на образование могут превышать 35%.

– Каков масштаб недофинансирования образования?

Дошкольное образование 33,7%

Школьное образование 39,4%

СПО – 50%

Высшее образование – 40%
Это данные по 2017 г., в 2018 г. дефицит по уровням несколько снизился – в среднем мы говорим о 30-35%.

– Ключевой вопрос – как связаны нацпроекты и развитие системы образования? Это параллельный проект, совсем не решающий проблемы системы?

– Национальные проекты (все, касающиеся социальной сферы) не обеспечивают тот «бюджетный маневр», о котором говорилось в 2012 г. При реализации нацпроекта «Образование» по прогнозу бюджетное финансирование системы образования к 2024 г. не превышает 3,7% ВВП, а нужно 4,4-4,6% ВВП с тем, чтобы бюджетные расходы на 1 обучающегося в реальном выражении (т.е. с учетом инфляции) оставались хотя бы на уровне 2018 г. Следствие по разным регионам разное – в одних не будет повышаться заработная плата учителей, воспитателей ДОО и преподавателей СПО, в других - не будет средств на поддержание инфраструктуры системы образования, в том числе, созданной в рамках Нацпроекта (федеральный проект «Современная школа», федеральный проект «Успех каждого ребенка», федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», федеральный проект «Цифровая образовательная среда»).

Какая сумма в нацпроекте выделена на строительство новых школ? И хватит ли у регионов денег на содержание инфраструктуры новых зданий и обеспечение зарплаты новых учителей?

– Основная проблема заключается в том, что не просчитаны дополнительные расходы регионов, которые потребуются для того, чтобы созданная в рамках Нацпроекта инфраструктура продолжала функционировать. На строительство школ с 2019 по 2024 годы запланированы средства в рамках федерального проекта «Современная школа» - 189 млрд 597 млн рублей, из них 150 млрд 365 млн рублей будут перечислены из федерального бюджета. Поставлена задача - ликвидировать полностью третью смену. С этой целью в общей сложности до 2024 года должно быть создано 230 тыс. новых ученико-мест. Те 25 школ, которые предполагается построить в 2019-2024 г. в рамках государственно-частного партнерства – капля в море.Про содержание новых учителей – не все так просто: где-то новые школы придут на замену старых, где-то будут созданы дополнительные места. Потребность в учителях уже увеличивается, поскольку растут контингенты школьников, но с 2021 г. они снова начнут сокращаться. Считать надо по каждому региону отдельно и аккуратно. Но можно констатировать, что «проектный подход» плохо увязан с «процессным подходом». Это проблема не только экономики образования, но и управления данной сферой.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube