Честно говоря, меньше всего хотелось бы мне комментировать идиотский законопроект Клишаса. Если бы не...
Если бы не произошедшая на днях история в сызранской школе, где 22-летняя учительница ввязалась в драку 15-летних подростков на перемене. В результате она получила сотрясение мозга и черепно-мозговую травму, но после размышлений и переговоров от уголовного преследования учеников отказалась.
Почему я вспомнил про эту историю в связи с законопроектом Клишаса?
Да потому что в интернете сразу поднялась волна осуждения. Распоясавшимся подросткам такое спускать с рук нельзя! Наказать! По всей строгости закона. Чтобы другим неповадно было! Потому что должно быть уважение!
Стоп. Вот тут я позволю себе остановиться. Ибо я тоже было поддался этому хору.
Но послушайте, разве уважение достигается наказанием? Что, товарищи тинейджеров, которых посадят (причинение телесных повреждений средней тяжести – до 10 лет лишения свободы), будут больше уважать учителей?
Бояться – будут.
А уважение – это совсем про другое.
Мы привыкли жить в парадигме, что учитель – царь и бог. Что его уважать нужно только потому, что он – учитель.
Это так, конечно. И, входя в новый класс, мы всегда пользуемся неким кредитом доверия. Кто-то большим, кто-то – меньшим. Как мы его истратим, как распорядимся – зависит от нашего поведения, от нашего профессионализма. От нашей работы. Сегодня нет никого, кто был бы умнее всех.
Доверие детей и уважение нужно подтверждать и зарабатывать каждый день.
Почему сетевое сообщество набросилось на сызранскую учительницу? Да потому, что она поколебала аксиому, глубоко укорененную в голове у многих: учитель – высшее существо. Любые нападки на него – преступление. Его нужно боготворить и носить на руках. А тут – черепно-мозговая травма. Без вопросов – в тюрьму.
Без вопросов? А почему, собственно, без вопросов? Когда я попытался поискать подробности инцидента, всё оказалось не так, как при первом прочтении новости. Учительница на самом деле разнимала драку на перемене. И ей попало от разгоряченных драчунов случайно.
Прошу понять меня правильно. Я тоже считаю, что бить, унижать, оскорблять учителя – недопустимо. Но есть ведь разница между намеренным избиением и случайным ударом?
Почему, разбирая сызранский кейс, мы по умолчанию считаем тинейджеров малолетними преступниками, а учительницу – жертвой нападения? Не потому ли, что считаем учителя неприкосновенным именно потому, что он, учитель, – высшее существо, носитель сакрального знания и светоч мысли?
Не напоминает ли вам это формулировки сенатора Клишаса?
Между тем учитель – в самом деле важнейшее звено в процессе образования. Это человек, без которого образования попросту не получится, ибо именно учитель подсказывает ученику путь. Лучший и кратчайший.
Можно ли найти путь без учителя? Да можно, конечно. Но иногда для этого нужно потратить жизнь. Учитель же может подсказать более оптимальный маршрут. Может ли? А вот это уже зависит от профессионализма. И именно за это учителя уважают. За умение заглянуть вглубь и указать дорогу. За умение помочь преодолеть ямы и опасные повороты. А вовсе не за то, что у него есть диплом педвуза.
А при чем здесь сенатор Клишас? Да ни при чем, разумеется.
Но мне показалось, что он – о том же.
Об уважении.
Но – с другой стороны.