Первое, что меня впечатлило – конечно, учителя. Даже при ограниченных ресурсах они многое делают для того, чтобы учащиеся могли получить наиболее полное и качественное образование.
Второй пункт, поразивший меня, – сильная система допобразования. Она очень здорово развита, интересно устроена и, что показалось мне наиболее важным, ни в одной стране нет ничего подобного, а там, где есть, – это платные частные занятия, на которые надо тратить дополнительные средства (а их еще нужно найти!).
В России система допобразования установлена, существует и имеет большой потенциал.
Ваши учителя – это точка роста. На самом деле в них заложена сила и потенциал. Если вы предоставите им условия для совместной работы, для персонального развития и профессионального роста, вы увидите, как система развивается.
Я хотел бы отметить, что к образованию нужно подходить целостно.
Медали
Сегодня российские школьники получают золотые медали на уровне предметных знаний, и в этом они действительно лучшие. Они хорошо воспроизводят изученный материал.
Творческие решения
Иначе дело обстоит с творческими решениями: в задачах, требующих критического мышления и работы в группе, есть куда развиваться. Можно сказать, что у российского образования есть традиционно сильные черты и есть те, что «западают», и над ними необходимо работать и развивать.
Компетенции
Мы понимаем, что такие компетенции, как социо-эмоциональный интеллект, способность работать в команде, в группе – это компетенции XXI века. Они как компас для будущего выпускника школы, и компетенции эти важно закладывать и развивать в каждом учащемся, чтобы он мог ориентироваться в пространстве будущего самостоятельно.
ЕГЭ
Что касается ЕГЭ, то он представляется мне надежной, отлаженной системой, демонстрирующей результаты, на которые мы можем полагаться при выстраивании баллового рейтинга. Но дело в том, что сегодня этот экзамен не показывает нам, будет ли выпускник успешен в современной жизни.
Оценки
На сегодняшний день у нас есть инструментарий оценки предметных результатов образования, но нужно двигаться в сторону оценки метапредметных личностных результатов обучения. Самое главное – когда мы получим их, у нас будет наглядный инструмент для индивидуальной помощи каждому учащемуся и методическая помощь каждому учителю.
PISA
Исследование PISA – для российских школ действительно непростое задание, вызов. В то же время Россия – в пятерке стран. За последние годы она показывает самый быстрый прогресс и динамику роста развития, и в этом я вижу положительный тренд.