Экономика // Статья

Модель экономии средств в образовании

В школы Пермского края поступили материалы по переходу муниципальных учреждений к централизованным бухгалтериям. Хорошо это или плохо?
  • 24 сентября 2018

Модель экономии средств в образовании
Фото: infinance.biz

Из всех рекомендованных субъектам Федерации мероприятий по оптимизации расходов бюджета, в числе которых и передача непрофильных функций на аутсорсинг, и внедрение программных продуктов для введения бухгалтерского учета, было выбрано самое неочевидное - создание муниципальных учреждений для централизации бухгалтерского учета, то есть централизованных бухгалтерий.

Решение принято советом глав муниципалитетов, то есть фактически централизация бухгалтерий идет от учредителя и шансов на обсуждение процесса или отказ от централизации для автономных учреждений не оставляет.

Существуют графики, по которым учреждение независимо от статуса автономного, бюджетного, казенного в определенные сроки должно передать функции бухгалтерского учета в МКУ «Центр бухгалтерского учета».

Фактически решение входит в противоречие с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Суть автономии

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности.

Автономия образовательных учреждений также включает в себя разработку и принятие локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и устав образовательной организации.

Целью создания автономных организаций является предоставление им полномочий, обеспечивающих качественное достижение целей, для которых они созданы.

Наличие автономий позволяет:

  • образовательным организациям комплексно решать поставленные задачи, в том числе формировать планы развития, оперативно осуществлять управление деятельностью. Все это является одним из элементов предоставления качественной услуги в образовательной сфере;
  • руководителям организации в полной мере реализовывать мероприятия по развитию своей образовательной организации. При этом наличие регламентирующих документов, должностных обязанностей и надзора со стороны учредителя устраняет возможность каких-либо нарушений.

Свобода в управлении при наличии надзора и ответственности является ключевым моментом, по которому законодателем предусмотрена такая форма, как автономная организация.

Автономия должна строиться на соблюдении всех принципов, в том числе и финансовой составляющей.

Наличие финансовой автономии позволяет руководителю организации выступать в роли «эффективного хозяйственника». Это значит, что он в полной мере контролирует ведение финансово-экономической деятельности, планирование, формирование показателей результативности и эффективности работы финансово-хозяйственных служб. Также он управляет и контролирует достижения сотрудниками организации ключевых показателей и оплату по результатам.

Таким образом, на деле реализуется один из ключевых принципов бюджетной политики РФ. Существующая практика оперативного управления автономными организациями, сложившееся взаимодействие бухгалтерии и хозяйственных служб позволяет:

решать вопросы снижения расходов на содержание зданий,

в большом объеме проводить конкурсные процедуры по закупке товаров и услуг,

совершать сделки исходя из совокупных средств организации, бюджетных и внебюджетных.

Минусы новой модели

1. Передача полномочий по бухгалтерскому учету в удаленный единый центр лишает руководителя возможности:

  • управления по результатам экономическим блоком,
  • контроля за ведением бухгалтерского учета.

А это противоречит Федеральному закону № 402-ФЗ «Об организации бухгалтерского учета».

2. Существенно пострадает оперативное управление.

Централизация бухучета устанавливает дополнительные процедурные преграды, что в конечном счете приведет к увеличению времени, необходимого для принятия управленческих решений.

3. Снизится качество планирования деятельности организации.

Согласно статье 13 ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», к компетенции руководителя автономного учреждения относятся вопросы, требующие экспертного сопровождения со стороны бухгалтера-экономиста.

Для достижения этих целей на руководителя возложена обязанность по планированию деятельности образовательной организации, способной повысить качество ее работы. Планирование осуществляется на основании изучения всех возможностей организации, в том числе финансовых активов.

При осуществлении планирования руководитель учитывает экспертное мнение лица, ответственного за бухгалтерский учет и финансы организации.

Передача функций по бухгалтерскому учету и анализу финансовых активов лишит руководителя возможности оперативно получать экспертное мнение специалиста по бухгалтерскому учету.

(Постоянные звонки с операторами в удаленном центре бухгалтерского учета не дадут возможности оперативно получать такую информацию.) Соответственно, отсутствие должного планирования негативно скажется на развитии организации.

4. В условиях централизованного бухгалтерского учета руководитель при принятии решений лишается субсидиарной ответственности со стороны бухгалтера, становится единственным лицом в организации, отвечающим за экономическую стабильность и правовое регулирование финансово-экономической деятельности.

Это потребует гораздо большего времени, дополнительной консультационной поддержки, увеличит психологическую нагрузку и в конечном итоге будет негативно влиять на осуществление педагогической деятельности.

5. Образовательная организация в своей повседневной деятельности сталкивается с большим объемом документов и заявлений от родителей, работников организации. Указанные заявления требуют быстрого рассмотрения и предоставления ответов (справок, писем и т.д.) по ним.

Удаленный центр бухгалтерского учета существенно затруднит оперативность реагирования на заявления, что приведет к нарушению прав учащихся, их родителей, работников организации.

6. Представленная модель не приведет к существенной экономии средств.

Для направления в удаленный центр поступивших в организацию первичных документов, заявлений, запросов и так далее необходима будет организация оборудованного рабочего места и отдельный сотрудник, выполняющий данные функции.

Фактически это тот же бухгалтер, который будет принимать документы, переносить их в цифровой формат и переправлять в удаленный центр. То есть образовательная организация будет вынуждена ему платить ту же зарплату, что сейчас платит своему бухгалтеру.

Создание центра бухгалтерского учета предусматривает наличие помещений для его размещения, наличие штата работников, затрат на обслуживание его деятельности.

Указанные затраты в конечном счете могут превысить размер предполагаемой экономии.

Что это даст Пермскому краю?

Грустно, что нивелируются основные достижения управления социальной сферой Пермского края.

А ведь именно в Пермском крае на практике реализована политика бюджетирования по результатам, создана система нормирования бюджетных расходов при реализации региональных социальных обязательств.

Именно там введена система ключевых показателей, характеризующих качество деятельности бюджетных учреждений.

На фоне перехода к цифровой экономике, когда вопросы унификации бухгалтерского учета, прозрачности расходования бюджетных средств, автоматизации основных процессов, снижения расходов можно решить цивилизованным образом через прогрессивные технические решения, молчаливо и упрямо Пермский край возвращается в прошлое.

Михаил Юдин


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube