В России принят манифест работников дошкольного образования.
Манифест является результатом опроса 60 тысяч воспитателей со всей России и был принят в рамках Всероссийского форума «Ориентиры детства».
Он включает в себя десять пунктов:
- Качественное дошкольное образование – основа благополучия государства.
- Личность ребенка – главная ценность.
- Поддержка детской инициативы – основа развития личности.
- Дошкольное образование – универсальная форма развития детей, а не услуга.
- Воспитатель – сердце и душа образования, а не машина, заполняющая бумажки.
- Союз педагогов и родителей – залог счастливого детства.
- Создание развивающей среды, дружественной детям, важнейший фактор дошкольного образования. Среда – третий педагог.
- Содержание образования – ключ к успеху.
- Педагог должен находиться на острие изменений современной жизни – необходимы современные возможности для постоянного профессионального и личностного роста.
- Больше доверия и свободы действия педагогам! Самые большие преграды на пути к качественному образованию – это чрезмерный надзор со стороны контролирующих органов, постоянное административное давление и невероятное количество нормативных документов.
Мы попросили прокомментировать документ кандидата психологических наук Жанну Сугак:
– К сожалению, манифест очень поверхностный. Сразу в первом пункте – слово «качественное». Хотелось бы понять, что подразумевается под «качественным образованием»?
Сегодня детский сад и так превратили в маленькую школу. Боюсь, что после манифеста в детских садах начнут образовывать школьными методами.
На мой взгляд, детский сад должен быть территорией воспитания. Образование в этом возрасте человеку даёт, как ни странно, в большей степени семья.
Манифест должен быть содержательным. И, конечно, пониматься однозначно. Все знают, все читают, но все понимают по-разному.
С 10-м пунктом соглашусь. Если уберут директиву и детские сады будут снова детскими садами, а не учреждениями, будет здорово.
Я считаю, что в разработке манифестов должны выступать детские психологи, которые понимают поведение ребёнка, дефектологи, которые знают, что такое ребёнок.
Если я понимаю психологические особенности человека и владею методами и приемами работы с детьми, я создам то, что требуется людям для хорошей работы с детьми.