Ранее мы сообщали, что на Всероссийском форуме работников дошкольного образования «Ориентиры детства» был принят манифест работников дошкольного образования. Высказать мнение о новом документе мы попросили ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Ольгу Шиян.
– Как бы Вы могли прокомментировать содержание манифеста?
– Манифест своевременный документ, а если судить по бурной реакции зала во время Форума на отдельные его положения, озвученные спикерами, то и долгожданный.
Умберто Эко когда-то сказал, что «по системе запретов можно понять, чем люди на самом деле занимаются». Перефразируя его слова, можно сказать, что по манифестам можно судить о том, какие требования до сих пор не реализованы – и именно поэтому и появляется необходимость сказать о них громко, не просто на языке нормативных документов, но и на языке призыва, лозунга.
В последние годы резко возросли ожидания от дошкольного образования и со стороны родителей и со стороны государства, в то время как условия для работы воспитателей и в целом их социальный статус во многом остались прежними. Этот факт зафиксирован целым рядом исследований.
В частности, исследование, проведенное ОНФ, показало, что и зарплата воспитателей в некоторых регионах остается очень низкой, и работа более чем на ставку является правилом, а не исключением, и воспитатели часто покупают материалы для работы с детьми на свои деньги.
– Требования манифеста коротко можно было бы сформулировать как призывы «быть на стороне ребенка» и «быть на стороне воспитателя».
– Очень важно, что о необходимости развития личности и поддержки детской инициативы в манифесте говорится как о приоритетах дошкольного образования. Отношение к инициативе – вообще ключевое направление, по которому сегодня идет изменение общественного сознания.
Десятилетиями складывалась установка о том, что «инициатива наказуема», поэтому очень важно поддержать ростки нового отношения, доверия к инициативному творческому действию и детей, и взрослых.
Замечу, что этот приоритет озвучен и во ФГОС дошкольного образования. Но общественное сознание не меняется в одночасье в соответствии с принятыми документами, так что важно этот процесс поддерживать, в том числе и в манифестах.
– Какие еще пункты вы считаете можно / нужно добавить?
Во-первых, я бы добавила пункт о поддержке детской индивидуальности и возможности выбора: это также одно из условий успешного развития ребенка и одно из требований стандарта дошкольного образования, и это требование наиболее очевидным образом не выполняется.
В детских садах преобладают фронтальные форматы работы с детьми, а возможности выбора пространства и деятельности минимальны. В лучших дошкольных практиках есть интересные способы решения этой проблемы, но это все единичные случаи.
Мне видится это важным направлением развития дошкольного образования.
А во-вторых, в тезис о создании «развивающей среды, дружественной детям», я бы добавила «и воспитателям».
Наше исследование показало, что до сих пор в большинстве детских садов НЕТ:
• традиции включенности команды детского сада в разработку собственной образовательной программы;
• места и времени для совместного принятия командных решений (а не просто проведения собраний, где педагоги о чем-то информируются);
• условий для отдыха воспитателей.
Пока не будет поддержки инициативы и субъектной позиции самих педагогов – «среды, дружественной педагогам» они не смогут поддерживать инициативу и субъектную позицию детей, это связанные параметры.
Беседовала Гюнель Мамедова