История создания
Однажды нью-йоркская дизайнер Ракель Харамильо стояла в очереди за мороженым со своим трехлетним сыном. Мальчик заметил девочку с лицевыми дефектами. Испугавшись, что сын сделает или скажет что-нибудь оскорбительное в ее адрес, Ракель попыталась увести ребенка подальше от необычной девочки.
В результате ей было так стыдно, что она решила написать книгу с точки зрения ребенка, на которого все обращают непрошеное внимание.
Так Харамильо под псевдонимом «Р. Х. Паласио» сочинила роман «Чудо», который в 2012 году стал детским бестселлером и удостоился лестных отзывов и нескольких литературных премий. В 2017-м книгу экранизировал Стивен Чбоски, создатель подростковой трагикомедии «Хорошо быть тихоней» и соавтор сценария недавней экранизации «Красавицы и Чудовища». «Чудо» – его третья режиссерская работа.
«Нашим детям слишком рано с таким сталкиваться»
Этот фильм про то, как трудно в мире здоровых и благополучных жить человеку, отличающемуся от остальных. Огги Пуллман родился с генетической аномалией, которая лишила его лица («синдром Тричера Коллинза» или «челюстно-лицевой дистоз», встречающийся у одного младенца из 50 тыс.).
В результате – 27 пластических операций, сделанных и для того, чтобы «без аппарата дышать, видеть, слышать», и для того, чтобы выглядеть почти как обычный человек. Несмотря на то что после операций Огги стал обладателем «почти нормальной» внешности, он все равно выглядит необычно, и люди всегда обращают на него внимание. И он сильно страдает от этого: выходит на улицу в космошлеме, а из праздников любит только Хэллоуин (в этот день все неузнаваемы, потому что носят маски). Чтобы уберечь сына от лишних волнений, его мать Изабел, которую изображает сильно постаревшая всенародно любимая «красотка» Джулия Робертс, учила парня дома в то время, когда его сверстники ходили в детский сад и начальную школу. Но когда Огги исполняется десять лет, Изабел и ее муж Нейт, которого играет Оуэн Уилсон, решают послать сына в привилегированную школу, чтобы он научился жить среди чужих людей и заводить друзей-ровесников. Впрочем, отец сомневается в необходимости этого: «Мы отдаем его на растерзание».
Но Огги идет в школу (это примерно как отправить человека в космос). И тут со стороны директора и учителей все очень благостно.
Учитель Браун дает детям наставление на этот месяц: «Выбирая между правотой и добротой, выбери доброту». Ну в общем, тема фильма заявлена.
И понеслось. Дети в массе своей дико косятся на Огги, и тот страдает. Но он, как выясняется, гораздо более развитый, чем его одноклассники (например, в 10 лет знает первый закон Ньютона). Один из мальчиков, Джек, начинает дружить с неформатным Огги, и тот предлагает ему: «Могу подтянуть тебя по естествознанию». Джек приходит в гости к Огги, и они дурачатся, как обычные десятилетние дети.
Но… тут наступает долгожданный Хэллоуин. Огги входит в класс в маске и слышит, как мальчик, который стал ему приятелем, поддавшись стадному чувству, оправдывается перед одноклассниками: «Меня попросили показать ему школу, а теперь он таскается за мной». И всё! Огги предали, и он опять в одиночестве. И тут выясняется, что и у старшей сестры Оливии (про нее – отдельная главка в картине: она по сути лишена внимания родителей) тоже проблемы – лучшая подруга отвернулась от нее. И они с братом – одни во всем мире.
Но вскоре всё налаживается. Джек считает, что, «во-первых, к внешности привыкаешь. Во-вторых, Огги – очень умный, а по естествознанию – лучший в школе». И вообще, «теперь, зная его, я хочу с ним дружить». Тут и девочка-негритянка Summer (Лето) подтянулась и стала с ним общаться (хотя подружки, когда необычный мальчик и обычная девочка хлопнули друг друга по рукам, говорят: теперь Summer заболеет чумой – такая ходила версия среди детей).
И вроде все хорошо. Но даже в толерантной Америке некоторые родители не хотят, чтобы их дети общались с детьми, подобными Огги. Одна мамаша заявляет: «Нашим детям слишком рано с таким сталкиваться». Считает, что не стоит «лебезить перед слишком ущербным ребенком».
В общем, получается, что дело еще и в воспитании: одни родители воспитывают в детях лучшие качества, а другие – худшие. И так даже «у них».
Ну а дальше всё – ми-ми-ми (как теперь пишут про умильные фотографии «котиков» в Facebook). Мальчик благодарит мать, что отправила его в школу, ему вручают медаль, и все дети его любят (потому что поняли, что человека нужно ценить не по тому, как он выглядит, а по тому, кем на самом деле является).
А теперь – про нас
Может быть, такой хэппи-энд и хорош для детского фильма. Но теперь представим себе, как это было бы в российской школе. Скорее всего, парня бы затравили, закидали помидорами (если не камнями), и он бы «благополучно» удалился на домашнее обучение. Ну просто потому, что, например, для того чтобы полюбить музыку Баха, нужно слушать ее (а лучше – играть) лет с семи (хотя бы). Тогда ты привыкаешь к полифоническому звучанию, и для тебя это не становится чем-то необычным (сужу по себе, естественно). Так же и тут.
Хотя у нас и внедряют инклюзивное образование, это вопрос десятилетий. И делать это нужно целенаправленно и продуманно.
Никогда не забуду свою командировку в Финляндию от «Известий»: нас водили по яслям, детским садам и школам. Так вот, там уже в одной ясельной группе были дети с ограниченными возможностями здоровья (те, кто никогда не будет ходить) и обычные, здоровые младенцы. И их учили уже в таком, ползунковом, возрасте помогать друг другу. А потом я все это видела в их младшей и старшей школе. И уже для подростков общение с «другими» становилось нормой (иначе и быть не могло). Видимо, такое возможно только в Финляндии, где лучшая в мире школа (хотя «всего» четыре Нобелевских лауреата).
В сухом остатке
В сухом остатке: несмотря на многие несовершенства и некоторую облегченность проблемы, я бы посоветовала показывать фильм «Чудо» школьникам младших классов (потом будет поздно). Поскольку рассчитывать на родителей трудно (они слишком разные), стоило бы демонстрировать его прямо в школе (другое дело, что техника едва ли позволит это сделать в хорошем качестве). Вдруг эта картина способна начать менять сознание (ну, как Бах в детстве)? Знакомая девятилетняя девочка, посмотрев картину, сказала: «Это очень круто; я всё поняла про жизнь».
Да, и главное: роль мальчика играет Джейкоб Тремблэ, блеснувший в «оскароносной» драме 2015 года «Комната». А сама картина собрала в американском прокате 100 млн долларов. Оценки зрителей тоже очень высокие – 8,1.