Без рубрики // Колонка

Как школе не отстать от времени

Современные школы имеют довольно серьезное техническое обеспечение, начиная с многофункциональных компьютеров для подготовки и проведения уроков и заканчивая современным световым и звуковым оборудованием актовых залов, интерактивными досками, планшетами и электронными лабораториями.

Как школе не отстать от времени
Фото: pcnews.ru

Но на каком уровне находятся умения учителей, преподающих в общеобразовательных школах, и технического персонала, обслуживающего оборудование и работающего операторами на нем?

В наше время довольно развиты компьютерные технологии. Мы видим продукты этого развития изо дня в день. У каждого из нас в кармане лежит смартфон, сопоставимый по мощности с обычными компьютерами, дома – телевизоры, способные выходить в Интернет. Даже стиральные машины уже подключаются к Интернету.

На праздничных мероприятиях различного масштаба можно увидеть световые, проекционные и лазерные шоу. Шлемы виртуальной реальности в качестве развлечения имеются практически в любом торговом центре. Большие корпорации давно используют 3D-моделирование, виртуальную и дополненную реальность как эффективный инструмент в обучении персонала.

Компьютер – не для учебы?

В быту мы успешно используем технологии каждый день, но на рабочем месте – в школе – все ограничивается просмотром документов на компьютере, распечаткой и выведением презентаций на проектор, в то время как сфера программного обеспечения развита уже настолько, что позволяет создавать профессиональные продукты пользователям любого уровня. Тем более детям, которые очень хорошо ориентируются в компьютерах.

Но так как учителя не очень хорошо разбираются в гаджетах, то и у детей нет потребности применять свои навыки в школе.

Мои знакомые пятиклассники, например, владеют 3D-редакторами и могут создавать как статичные объекты, так и мультики или 3D-эффекты. Ребята из девятого класса рисуют двухмерные мультики. Один из десятиклассников пишет электронную музыку, другой разбирается в профессиональном световом оборудовании.

Среди школьников множество детей осваивают программирование. Но это все уходит за пределы школы, в зону хобби, по остаточному принципу.

Дети самостоятельно осваивают профессии будущего. На мой взгляд, нужно всячески поощрять и одобрять такие инициативы.

3D – не для всех?

Но все происходит с точностью до наоборот, и шанса показать свои умения в школе дети так и не получают. На уроках информатики они продолжают изучать Word и Power Point. Именно здесь кроется ключ к повышению интереса и мотивации к образовательному процессу.

Например:

3D-моделирование может вполне пересекаться с математикой и физикой, как и программирование.

А домашнее задание по созданию 3D-модели (например, парты или какого-либо динамического объекта, в который заложена реальная физическая модель) может стать настоящей метапредметной работой.

Сегодня многие школы оснащены 3D-принтерами, что может позволить сделать результат работы осязаемым (не говоря уже о программировании, в том числе программировании датчиков, которое сейчас настолько доступно, что компания LEGO превратила это в игрушку).

Вместо этого дети учатся создавать презентации в Power Point, несмотря на то что этот тип презентаций уходит в прошлое.

Профессионалы в области презентаций использование Power Point считают дурным тоном.

Есть множество других редакторов, позволяющих сделать качественную и достойную презентацию. Но об этом дети узнают только после того, как по окончании школы провалятся на каком-нибудь выступлении и будут стараться отчаянно понять, в чем причина.

Всего этого можно избежать, если прямо сейчас начать работать в новых программах и готовить детей к их будущему. И тогда выдающимися может стать гораздо большее количество учеников.

Пока мы учим детей ставить сценки под некачественные фонограммы, с задником, созданным в Power Point из картинок, незаконно скачанных из платных архивов и имеющих на виду соответствующие водяные знаки, им придется по окончании школы заниматься самообразованием, то есть учиться заново.

Что для детей могла бы сделать школа?

А ведь есть все шансы выйти из школы хотя бы уверенным пользователем современных компьютерных технологий или даже специалистом. При этом школьная деятельность позволяет легко задействовать все зоны интереса детей.

Дети могут создавать своими руками рекламные ролики школы с 3d-графикой, украшать школьные праздники световыми, лазерными и 3d-мэппинг шоу.

Современным ученикам не сложно создавать полезные компьютерные и мобильные приложения для своих классов.

Они вполне могут создавать интерактивные классные уголки с использованием различных электронных датчиков, печатать на 3D-принтерах наглядные материалы к урокам математики и геометрии, писать авторскую музыку к школьным звонкам и гимнам школы.

Оборудование и обеспечение школ позволяет все это делать.

Если у школ есть высокотехнологичное оборудование, то почему бы им не пользоваться?

Однако пока учителя не запомнят, на какую кнопку нажать, чтобы включить компьютер, все вышесказанное будет выглядеть глупой фантазией.

Оборудование есть – работать некому

К счастью, существует огромное множество курсов, на которых могут научить пользоваться компьютерными программами.

Окончив спецкурсы, учителя смогут придумывать проекты и задания, раскрывающие потенциал ребенка.

И тогда на выходе можно получить обученных детей и великолепные результаты, которые выпускникам не стыдно будет при случае презентовать.

Нужно понимать, что с развитием технологий должен расти и базовый уровень навыков. Если раньше основным уровнем владения технологиями было «печатать в ворде», то сейчас стартовый уровень сильно вырос.

В большинстве классов установлены электронные интерактивные доски, доски МЭШ, принтеры-сканеры-копиры, веб-камеры, портативные камеры для демонстрации мелких объектов на доске.

Если вернуться на 15 лет назад, то сегодняшнее оснащение напоминает какой-то невероятный футуристический рай.

К сожалению, оборудование в большинстве школ простаивает из-за отсутствия навыков и нежелания обучаться работе с ним.

А ведь можно обучаться вместе с детьми. Достаточно набраться смелости и сказать: «Я не умею пользоваться этой программой, научите, пожалуйста, меня и других. Нам нужно распечатать конус на 3D-принтере». И может получиться настоящее образовательное событие с неподдельными метапредметными результатами и заинтересованными детьми.

Все дело в мотивации

Возвращаясь к школе, в которой учился сам, вспоминаю, как у педагогов была большая мотивация и потребность к изобретению эффективных способов обучения и изучения новых технологий. Поэтому уже в 90-х годах в нашей школе была открыта «Школа компьютерной анимации».

Нас учили создавать мультики. Был организован целый фестиваль компьютерной графики и анимации «Анима», чуть позже – приобретена тележка с MacВook, интерактивная доска и проекторы.

Нас учили рисовать в профессиональных редакторах, программировать, все праздники сопровождались профессиональным театральным освещением и авторской музыкой. Тогда нам, детям, хотелось изобретать что-то новое, развиваться.

Приятно было осознавать, что мы находились на пике возможностей, что такой деятельности, как у нас, в других школах не было. Это давало стимул и энергию двигаться вперед, и мы с удовольствием делали это как в школе, так и за ее пределами.

Просто нужно понять одну простую истину:

Прогресс и технологии – не препятствие обучению и развитию критического мышления, убивающее мозг и интеллект.

Так считают некоторые люди. Но!

Сами по себе технологии ничего не стоят и не приносят никакой пользы. Любая технология требует эффективных приемов ее использования.

В данном случае – образовательных программ, предусматривающих эффективное использование тех или иных технологий.

Сама по себе интерактивная доска будет скорее помехой, хотя бы потому, что ее надо включать перед тем, как писать, в то время как при использовании классической доски нужно просто взять в руки мел.

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube