Без рубрики // Колонка

Бедность и образование: есть ли связь?

19 июня в Высшей школе экономики состоялся заключительный в этом учебном году семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования». Встреча затронула тему остросоциальную и значимую – как образование может решать проблему бедности?

Бедность и образование: есть ли связь?
Фото: home.bt.com

В майском указе президента одной из задач стало снижение уровня бедности в 2 раза на территории РФ. Проблему неравенства образования и развития стремится решить и ООН, что указано в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Одна из главных задач повестки – «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Уровень достатка семьи тесно связан с тем, как развиваются дети.

Как показали исследования, в малообеспеченных семьях уровень академического успеха детей ниже, чем у детей из обеспеченных семей.

Неуспешность одного поколения напрямую сказывается на успехах поколения следующего.

Типичная траектория неуспешности выглядит так: человек, родившийся в бедной семье, не получает поддержки в развитии. Он не достигает успехов в школе, не занимается дополнительно или же зачастую не может позволить себе дополнительное образование.

Затем поступает в колледж, завершив школьное обучение после 9-го класса. Окончив его (без ключевых социальных и новых технологических компетенций), находит малопроизводительную и низкооплачиваемую работу. После сам заводит семью, детей.

Его дети сталкиваются с той же проблемой, проходя зачастую аналогичный путь развития своих социальных, академических и профессиональных навыков. Так из поколения в поколение передается низкий уровень достатка и жизни. Это влияет напрямую на уровень благосостояния всей страны.

В нашей стране проблема неуспешности ощутима.

В России не работает несколько миллионов молодых людей в возрасте до 30, а еще несколько миллионов трудятся на местах низкооплачиваемых и непостоянных.

Подобные цифры приемлемы для стран трудоизбыточных (ЮАР, Индия), но никак не для России, страны трудонедостаточной.

Один из значимых факторов, ведущих к неуспешности – неуспеваемость в школе. Как минимум в одной предметной области 25% школьников не достигают минимального порога грамотности, необходимого для успешной деятельности в современном мире.

Говоря о социальном неравенстве и его влиянии на уровень образования, важно учитывать, что социальное неравенство образовательных результатов накладывается на территориальное. Уровень развития и доступности образования в столице и регионах отличен.

Однако субсидирование семей с низким уровнем достатка через школу не всегда эффективно. После получения дополнительных денег для поддержки малоимущих семей общеобразовательная организация сама вправе решать, как именно осуществлять поддержку (например, бесплатными обедами), тем самым не всегда напрямую направляя выделенные деньги на развитие детей, чьи семьи не могут позволить себе дополнительное образование.

Разрыв, существующий между семьями с различным уровнем жизни, отражается на уровне развития и образования детей в возрасте 3–5 лет и после лишь растет.

Исследования показывают, что семьи с низким достатком в первую очередь тратят деньги на повышение уровня проживания, удовлетворяя первичные потребности. Для того чтобы повысить уровень образования, а впоследствии уровень достатка, необходимо повысить уровень жизни страны в целом.

У детей функционально неграмотных образовательные притязания ниже, они реже получают высшее образование.

Учащиеся, чьи родители получили высшее образование, с большей долей вероятности сами решают получить его.

Дети же из малообеспеченных семей, имея даже высокие образовательные результаты, выбирают СПО для дальнейшего академического и профессионального развития. Те, кто остаются в школах до 11-го класса, имея хорошие результаты, отдают предпочтение при поступлении неселективным вузам.

В нашей стране в колледжи попадают не те, кто склонен к работе руками, а те, кто хуже справляются со школьной программой и понимают, что не дотягивают до уровня знаний, необходимого для поступления и дальнейшего обучения в университете.

Важно учитывать, что вуз – не просто ступень к успешному профессиональному развитию, но и ступень в социализации.

Колледжи отстают от реальных технологий на рынке. Средние специальные заведения тем самым заведомо подготавливают низкоквалифицированных специалистов.

Они, как правило, не способны после окончания профессионального обучения получить работу с достойным окладом.

Тем не менее проблему неуспешности можно решить.

В частности, можно создать системы помощи молодым родителям, схожие по модели с патронажем – помощь людей опытных, которые помогли бы пока что неопытным мамам и папам правильно подойти к вопросу развития и воспитания ребенка.

Решение также кроется в индивидуализации – введении тьюторов, психологов, возвращении в общеобразовательные учреждения воспитания.

Само академическое образование также необходимо индивидуализировать, помогать в развитии каждому отдельно взятому ребенку, отталкиваясь от его сильных и слабых сторон, скорости развития, особенностей мышления.

Программы СПО можно перевести вместе с частями «общего высшего образования» в программы прикладного бакалавриата.

Важно восстановить статус высшего образования как социального лифта для людей с низким доходом и культурным ограничением (дополнительные квоты при поступлении, стипендии и курсы, которые помогли бы наверстать упущенное).


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube