Напомним, в первой части автор размышляет о перспективах образования и о том, что нужно сделать для того, чтобы счастливое будущее было у всех. Во второй говорит об образе современной школы и о том, как поддержать педагогов, вокруг которых могут объединиться другие.
Школа будущего
Одним из центральных событий программы стала летняя школа «Наноград», которая проводится ежегодно каждый раз в новом регионе страны.
Летняя школа – во многом место сборки всей программы, в ней участвуют школьники (те самые, кто выигрывал это право, побеждая в образовательных конкурсах), учителя школ, из которых приехали дети, студенты (в том числе выпускники программы), ученые, предприниматели, специалисты различных фирм-партнеров.
Летняя школа – место апробации идей и методик, пособий, разработанных в программе, время новых знакомств и старта проектов.
Летняя школа строится по модели «школы-технопарка» (где дети и взрослые получают опыт работы в командах над настоящими производственными заданиями, где ценно многообразие, и каждый может оказаться по-своему нужным в общем деле) и тем самым служит явленным образом «новой школы».
Во многом благодаря «кочующей летней школе» в различных регионах страны, где она успела побывать, местное руководство приходило к пониманию необходимости поддержки аналогичных программ на региональном уровне.
В регионах создаются местные сети школ, решающих включиться в процесс поиска нового образа современной школы.
Также проводятся свои региональные серии событий для школьников, учителей, студентов, предприятий-партнеров, в том числе – летние, осенние, зимние школы для учащихся по модели летней школы «Наноград».
Федеральная программа поддерживает эти региональные сети методически, информационно, человеческими отношениями. Тем самым ресурсы, вложенные в программу, кратно увеличиваются.
В разы увеличивается и количество детей, учителей, студентов, партнеров, получающих шанс жить бодрой, вдохновляющей, осмысленной жизнью, видящих перспективу, включающихся в интересные совместные проекты, встречающих партнеров, места практик и обучения.
Ресурсные центры, работающие в этих регионах, поддерживаемые местными властями, координируют всю эту работу. В результате молодые люди вдохновляются опытом такой жизни в школьные и студенческие годы,
Имея партнеров среди действующего бизнеса, молодежь инициирует в своих регионах новые проекты (бизнес- и социальные), начиная потихоньку менять жизнь вокруг себя.
Таким образом, «Школьная лига РОСНАНО» – это пример программы, в которой нам удалось убедить наших партнеров вложиться не в очередной конкурс по отбору одаренных детей, а в создание инфраструктуры, позволяющей запускать механизмы поддержки изменений в жизни многих школ.
А в случае поддержки подобных программ со стороны региональных властей они получают и мощный ресурс развития инновационной инфраструктуры региона.
Немного фактов
Более 300 школ добровольно стали участниками программы, около 100 фирм приняли участие в программе как партнеры, 10 тыс. школьников оказались включенными в события программы в различных регионах страны. Огромное количество пособий!
Отдельно можно описывать истории: конкретных школ, «поймавших попутный ветер» и вырвавшихся в лидеры; учителей, вернувших себе смысл работы; подростков, определившихся со своим будущим; студентов, востребованных фирмами-партнерами в качестве сотрудников; предпринимателей, почувствовавших вкус к работе с молодежью, и прочих.
В целом, говоря о вложении ресурсов, сил, внимания в инфраструктуру поддержки инновационного педагогического сообщества в программу, ориентированную на содействие изменениям в образе жизни в школах региона, становится ясно, что все это возвращается сторицей в социально-экономическое развитие региона.