Часть первая. «Боливар не выдержит двоих»
Набрел в Интернете на пост Тины Канделаки «Будущее уже наступило». Почитал раз, другой... и решил в ответ тоже порассуждать. Что меня смущает в реакции Тины Канделаки? Это то, как восторженно наша бизнес-элита относится к различным проектам, которые отбирают некоторых лучших из лучших и предлагают им шанс на замечательную карьеру.
С одной стороны, конечно, невозможно не радоваться тому, что наш соотечественник организует в Испании лагерь для выдающихся молодых программистов. Конечно, это здорово! Для этих молодых программистов. И спасибо большое Дмитрию Волкову!
Как пишет Тина, «большинство участников турнира станут техническими директорами крупнейших компаний мира». Замечательно! Красивая карьера, возможность счастливого будущего...
Для кого это будущее?
Будущее наступило для этих конкретных ребят. Что еще раз само по себе, конечно, очень хорошо! Хоть у кого-то! А для того чтобы будущее пришло не только к ним, но и ко всем остальным их сверстникам, нужны иные мотивы и действия.
Я понимаю, что в бизнес-элиту страны прорвались люди, привыкшие конкурировать и надеяться только на самих себя.
Они считают, что конкуренция – это универсальный механизм развития.
Соответственно, задумываясь о том, как поддержать молодежь, они начинают поддерживать проекты, которые предлагают следующему поколению также конкурировать друг с другом.
Лучшим в этой гонке они предлагают то самое красивое будущее.
А все остальные к этому будущему пока не готовы.
В этом, конечно, есть своя некоторая справедливость – кто много работал, кто талантлив и кому повезло, тот и получает выигрыш. Все так.
Перспектива счастья
Но все-таки конкурсы и программы – не про общее будущее. Они про конкретных некоторых ребят, которые получат приличные зарплаты, и про конкретные фирмы, которые получат лучших работников.
Уже появились и в бизнесе организации, которые не считают, что конкуренция, конкурсность, соревнование «кто лучший» – не единственный/где-то «не» лишнее механизм развития организации, бизнеса, жизни…
Например, так называемые «бирюзовые организации» считают, что сотрудничество, многообразие, эмпатия, забота о среде и тех, кто вокруг, – более долгосрочные источники развития.
И в этом смысле, если у этих некоторых будут перспективы приличной жизни, а у всех остальных – нет, то боюсь, что такой дисбаланс приведет к общему краху. И будущее не наступит.
Чтобы наступило счастливое будущее, нужно сделать так, чтобы эта перспектива появилась у всех (ну или по крайней мере у очень многих) людей, живущих рядом друг с другом.
Для того чтобы лучшее будущее наступило в той деревне или том городе, откуда «вытянули» этих гениальных программистов, нужно сделать так, чтобы в этом месте научились счастливо жить рядом и будущий гениальный программист, и будущий рабочий завода, предприниматель, и тренер местной молодежной футбольной команды…
Такое обучение «совместной счастливой жизни» может происходить, конечно, на улицах города, но и во многом – в школах.
Для того чтобы перспектива появилась у всех, нужно начать менять среду проживания и среду обучения.
Иначе, только выдергивая каждый раз лучших и ничего не делая для того, чтобы жизнь на территории изменилась, такие программы обедняют территорию. Ведь территория – это не только деревья и река, заводы и музеи, это еще и люди, которым интересно и счастливо здесь жить. Многообразие здесь только на пользу (если, конечно, людям помогают научиться жить вместе – и таким разным).
Заменим «пылесос»
Конкурсы же, выбирая лучших из лучших, организуют своеобразный «пылесос» (иногда это называют «лифтом»), вытягивающий более-менее талантливых детей: из деревни в город, из города – в Москву или Петербург, оттуда – в Калифорнию.
Вот так и будет будущее возникать лишь в Калифорнии. А для остальных будет работать принцип «отрицательного отбора»: здесь живут те, кто не смог уехать, неудачники…
Счастливое будущее – это странный сплав хорошей работы, хороших отношений, культурной среды и хорошего образования.
При этом я не говорю, что нужно запретить все конкурсные программы. Нет, конечно.
Но очень нужно, чтобы появились программы, которые поддерживают развитие территорий и людей на этих территориях.
Нужны программы, помогающие научиться жить и работать счастливо вместе – детям и учителям, школам и предприятиям, умным и умелым, музыкантам и рабочим… Программы, увязывающие социокультурное, экономическое развитие территории и образование.
Как ни странно, именно школа (позже колледж, вуз) может стать одним из источников появления такого будущего – счастливой совместной жизни. Поскольку именно в ней подрастающее поколение учится жить счастливо вместе. Или наоборот: в ней сейчас чаще учатся тому, что все вокруг враги, и с ними жить рядом счастливо невозможно.
Менять надо не только перспективы для конкретных детей, но и перспективы для школ и окружающей их среды.
Для того чтобы такие программы появились, нужно, чтобы у элиты несколько сменились ориентиры.
Нужно начать думать о том, как помочь приближению счастливого будущего у всех, а не только у некоторых.
Вот, например, Билл Гейтс сменил направленность своих программ в образовании. В своей работе Фонд Гейтса делает упор не на поддержку отдельных учеников, а на работу со школами, на вовлечение школьных сообществ в процесс реформирования.
Поможем школам научиться жить счастливо со всеми своими учителями, учениками, родителями! А они потом помогут всем детям и окружающим их взрослым.