Блоги // Статья

Билет на социальный лифт. Часть 2.

Восемь лет назад заработала программа «Школьная лига РОСНАНО». Расскажем о ней и ее эффектах чуть подробнее, чтобы было понимание, что не только с деньгами Билла Гейтса можно добиваться весьма позитивных результатов на пути обновления жизни.

Билет на социальный лифт. Часть 2.
Фото: technospark.ru

Напомним, трилогия Михаила Эпштейна – это размышления о судьбе нашей страны и образования в частности. В первой части автор размышляет о перспективах образования и о том, что нужно сделать для того, чтобы счастливое будущее было у всех.

Инновационное педагогическое сообщество и его партнеры


«Школьная лига РОСНАНО» — программа, целью которой является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного естественнонаучного образования, была инициирована в 2010 году образовательным центром «Участие» при поддержке Фонда инфраструктуры и образовательных программ (РОСНАНО).

Участниками и партнерами Школьной лиги в 2010-2015 учебных годах стали более 300 школ, 100 бизнес-предприятий и научных центров, 10 тыс. школьников, студентов, молодых ученых и предпринимателей.

Образ современной школы

(Новое – своевременно вспомненное старое)

Центральная задача программы: способствовать формированию сети школ, готовых встать на путь поиска облика современной школы, развивать свои образовательные программы, а именно:

  • впускать в них новые знания о новых технологиях;
  • предоставлять учителям и школьникам возможность проводить исследования и реализовывать проекты, делая тем самым изучение естественных наук более интересным, деятельностным;
  • раздвигать рамки классно-урочной системы и открывать двери школ партнерам из современного инновационного бизнеса;
  • способствовать вовлечению большего числа выпускников школ в обучение и работу в сфере высоких технологий.

Подробнее с содержательным замыслом программы можно познакомиться, в частности, в материалах, размещенных на сайте.

Образ наношколы

Представим кратко образ, какой видится инициаторам программы современная школа, желающая соответствовать вызовам современной эпохи.

Это школа:

  • добротных базовых учебных программ с акцентом на естественнонаучное образование с использованием высоких технологий, но с непременным учетом социокультурного контекста;
  • выбора школьниками собственных образовательных маршрутов, а также проектов, связанных с изучением перспективных научных исследований и их экономического потенциала;
  • ориентации на изучение истории естествознания и роли личной, общественной инициативы и меценатства.
  • моделирования социальной практики менеджмента инноваций в науке и образовании, а также популяризацию достижений и перспектив;
  • реального социального партнерства с учреждениями и представителями науки и бизнеса в России и за рубежом;
  • применения на практике метода проектов, погружения, а также междисциплинарных и надпредметных программ, уделяющих много внимания исследованиям, экспериментам, лабораторной работе, практической деятельности учащихся на базе современного производства.
  • по-разному выстроенного образования в возрастных группах: 7–10 лет, 11–13 лет, 14–15 лет, 16–18 лет.

Сегодня педагогам снова предстоит задуматься, как на те же «вечные» вопросы, которые были поставлены более ста лет назад, найти современные ответы в новой ситуации – в новом времени, в эпоху новых технологий.

Перед нами стоит задача: опираясь на идеи и опыт предыдущих поколений создателей «новой школы», породить ее современный образ.

Для нас этот «современный образ школы» во многом перекликается с «хорошо забытым старым». В этой связи достаточно вспомнить замыслы и надежды «новых школ» начала XX века, опыт педагогики сотрудничества и отечественной исследовательской педагогики 1980–1990-х годов.

Об этом, в частности, писали Русаков А.С. (Эпоха великих открытий в школе девяностых годов), Соловейчик С.Л. (Воспитание школы), Эпштейн М.М. (Альтернативное образование) и другие.

На этом пути важно быть внимательными к любым достижениям – от удачно найденного педагогического приема помощи ребятам в становлении их собственного опыта жизни в этом мире до опыта существования целого учреждения, живущего в логике «новой школы»:

  • предоставляющей ученикам возможность собственного дела;
  • создающей атмосферу сообщества, где ценен каждый, где многообразие – основа развития всех, а не тормоз;
  • открытой окружающему миру, изучающей его и вовлекающей своих учеников и учителей в заботу (работу) о его улучшении.

Чтобы появились такие школы, нужно пройти немалый путь поисков, сомнений, открытий и разочарований, разрешив по ходу множество существенных содержательных, организационных и иных проблем.

Многое здесь еще непонятно, нет однозначных ответов на большинство вопросов. Но одно ясно наверняка:

Пройти этот путь можно, лишь объединив все наши ресурсы, идеи и стремления.

Объединить опыт ученых-естественников и школьных учителей, предпринимателей и педагогов-исследователей, преподавателей вузов и методистов и многих других людей, озадаченных вопросом, как можно изменить жизнь к лучшему на тех территориях, где они живут.


Педагогическое сообщество и инфраструктура его поддержки

(Поддержать тех, вокруг кого смогут объединиться другие)

Понимая, что стоящие перед программой «Школьная лига РОСНАНО» цели (обновление естественнонаучного образования, образования школьников в области высоких технологий и технопредпринимательства, поддержка сети школ и их партнеров в обновлении образования для всех) потребуют организации и поддержки деятельности инновационного сообщества в сфере образования, мы изначально задумывали организацию работы Школьной лиги в соответствие с логикой Инновационного комплекса.

Если коротко – ставка изначально делалась не столько на индивидуальную поддержку отдельных выдающихся учеников, некоторых лучших учителей или продвинутых школ, победителей различных конкурсов, сколько на создание инфраструктуры поддержки сообщества людей и организаций, инициативных, желающих начать менять себя, свои школы и жизнь вокруг них. Что это означает?

Изначально планировалось, что программа будет поддерживать людей – исследователей и организаторов в различных регионов страны – тех, кто может стать «ядерными центрами», вокруг которых уже могут объединяться другие.

Участниками большого числа событий, организуемых в рамках Программы, становились школьные команды – учителя и дети (а не только дети-победители конкурсов), которые приняв участие в том или ином общем событии, возвращались в свои школы и там становились инициаторами участия других учителей и детей в общих делах.

Тем самым, Программа направлена, не на отбор лучших, а на вовлечение в круг участников все большего числа увлеченных, на создание сообщества, само уже участие в котором мотивирует его участников (учителей, студентов, школьников, предпринимателей…) на расширение (и углубление) своей активности.

«Школьная лига» поддерживает не столько «выдающихся», имеющих те или иные достижения – учителей, школьников - сколько инициативных, желающих что-то предпринять, что-то сделать, изменить.

Программа изначально задумывалась с открытым входом, вернее с большим числом разнообразных входов – доступных любому желающему (ученику, учителю, школе, региону).

Так, в частности, в рамках программы были организованы дистанционные образовательные конкурсные программы, содержание которых продумывалось специально по возможности разнообразным, так чтобы в нем смогли (и захотели) принять участие и дети, увлеченные наукой, и те, кому интереснее техника и технологии, те, кто хотел бы заниматься дизайном и современным искусством (музыка, видео, аудио, танец...), и юные предприниматели, и молодые журналисты, пишущие о науке, и старшие подростки и младшие школьники…

А конкурс проводился лишь потому, что нужно было найти какой-то легитимный и справедливый механизм отбора из большой массы детей, желающих принять участие в летней школе (о которой речь пойдет чуть ниже). К сожалению, бюджет программы и силы ее сотрудников ограничены и не позволяют провести летнюю школу для всех желающих. Но именно для того, чтобы охватить как можно больше желающих, многое делается для того, чтобы в различных регионах страны проводилось как можно больше подобных летних школ.

В течение года в Программе проводится круг событий, в которых могут принять все желающие школьники, учителя, школы. Специально продумываются события, которые могут проводить сами школы, получая методическую и другую поддержку Программы, тем самым резко увеличивая число потенциальных участников. Так, например, Лига стала инициатором проведения Всероссийской недели высоких технологий, подключиться к проведению у себя которой может любая школа страны.

В рамках программы разрабатывались и издавались методические материалы, пособия, игры, лабораторные комплексы и пр. учебные пособия, использовать которые в своей работе могут все желающие учителя и школы. С целью поддержки учителей и школ, вставших на путь изменений себя и своей образовательной программы, проводился ряд учебных программ для учителей – очных и заочных, в которых могли принимать участие все желающие. В подготовке и проведении этих программ принимали участие и сами педагоги, тем самым, создавалась сеть взаимообучения, взаимоподдержки, профессионального обмена опытом.

Программа инициировала ряд событий, стимулировавших школы к сотрудничеству друг с другом и к поиску «внешних партнеров» – инновационных бизнес-предприятий, научных исследовательских центров, высших учебных заведений в своих регионах.




Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться