Образовательная политика // Комментарий эксперта

Чего нет в новом майском указе?

Не могу не отметить с сожалением, что тема равенства образовательных возможностей, поддержки неуспешных не отражена в задачах. К сожалению, лозунги о справедливости, о социальной мобильности повторяются, а конкретных мер явно недостаточно. И, конечно, привлекает внимание отсутствие каких-то системных мер по развитию высшего образования.

Новый майский указ президента – это знаменательный документ, в котором тема образования освещается не только в специальном разделе, но и в других – например, в разделах о цифровой экономике и экспорте. Мы видим, что взят курс на модернизацию и на современное развитие нашего образования как фактора силы страны. Не случайно первая цель заявлена как обеспечение конкурентоспособности нашего образования. Поставлена очень сильная задача по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Это перекликается с жестким высказыванием президента в инаугурационной речи: «Нам нужны прорывы во всех сферах жизни. Глубоко убежден, что такой рывок способно обеспечить только свободное общество, которое воспринимает все новое и все передовое и отторгает несправедливость, косность, дремучее охранительство и бюрократическую мертвечину». Думаю, что многим деятелям образования стоит перечитать эту цитату несколько раз.

И, конечно, я очень рад, что большинство предложений программы ЦСР и НИУ ВШЭ «12 решений для развития образования» нашли отражение в этом Указе.

Ряд моих коллег отметили определенную традиционность второй цели про воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Но мне кажется, что идея социальной ответственности совершенно революционная. Речь идет о воспитании самостоятельности. Поэтому в данном случае речь не идет о восстановлении старого. Имеется в виду новый шаг в переосмыслении интеграции обучения и воспитания, а это интересная задача для нашей школы.

Рад, что поддержаны и те идеи из «12 решений», которые воспринимаются как спорные. Так, очень определенно говорится о поддержке семей с детьми до трех лет и вообще с детьми дошкольного возраста. Также определенно несколько раз в разных частях указа говорится о цифровой трансформации образования и подготовке кадров в русле поставленной задачи.

Вместе с тем не могу не отметить с сожалением, что тема равенства образовательных возможностей, поддержки неуспешных не отражена в задачах. После того как президент в послании сказал: «При этом подчеркну: современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка. Равные образовательные возможности – мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости», можно было ожидать конкретных мер в этом направлении. Ведь нельзя назвать серьезной имеющуюся программу поддержки школ, работающих в трудных условиях. К сожалению, лозунги о справедливости, о социальной мобильности повторяются, а конкретных мер явно недостаточно.

И, конечно, привлекает внимание отсутствие каких-то системных мер по развитию высшего образования. У нас неплохо развивается группа лидирующих университетов, а имеющиеся проекты поддержки региональных университетов просто несерьезны по объемам.



Другие статьи автора

Новости





























































Поделиться