Неприязнь к математике часто возникает при переходе в среднюю школу и может быть связана с отсутствием привычки к абстрактному мышлению и особенно со страхом ошибиться, в очередной раз потерпеть неудачу, получить плохую оценку.
Преподаватели коллежей, лицеев, подготовительных отделений из разных образовательных округов сходятся в том, что в этот момент надо особенно постараться не обескураживать подростков: осторожно выставлять оценки, отмечая каждый успех, предлагать индивидуальные проекты, поощрять работу в группе. Чтобы мотивировать учеников и пробудить интерес к математике, учителя задают им необычные задачи, особенно для домашней работы.
В классе помогают встречи с известными людьми – журналистами, метеорологами, спортсменами. Очень важно помочь школьникам установить связи математики с реальностью, например, давать задачи на вычисление выгоды, которую можно получить, делая покупки на распродаже, или предложить сделать расчеты, связанные с Кубком по футболу или с проходящей Олимпиадой, или рассчитать шансы кандидатов на выборах (во Франции эти результаты бывают достаточно неожиданными, и старшеклассники ожидают их с нетерпением).
Практически все преподаватели рекомендуют привлекать на уроках историю математики, рассказывать о том, как появилась та или иная теорема, как долго математики пытались решить некоторые задачи и как это им наконец удавалось.
Подростков интересуют забавные случаи, курьезы. Юмор позволит выдохнуть и собраться с силами при изучении сложного материала.
Педагоги широко используют на уроках (и при подготовке к ним) цифровые технологии: интернет, учебные игры, специальные приложения Socrative (QCM), GeoGebra. Это помогает разнообразить занятия и устанавливать связи не только с практикой, но и с другими предметами. Методики могут быть очень разными, тут многое зависит от среднего уровня класса по математике. Если класс скорее слабый, но восприимчивый, надо попытаться его увлечь. Сухие формулы наполняться новым содержанием, если пригласить в класс профессионалов, которые расскажут, как необходимо знание математики в их практической деятельности. Пригодятся различные мнемонические техники, облегчающие запоминание.
Задания могут быть очень разными, игровыми, соответствующими уровню каждого ученика, с использованием современных технологий.
И наконец, очень важен человеческий фактор. Нужно постараться установить с учениками равноправные, доверительные отношения, хоть и свободные от панибратства. Следует помнить, что математика – это прежде всего логика, и рассуждения ученика будут не менее доказательными, чем утверждения учителя, если они соблюдают единые условия.
Перевод Александры Ратай