С одной стороны, систему «Контингент» создают уже более трех лет, Федерация и регионы несли издержки. Работали подрядчики, сотрудники учреждений образования. Во многих регионах вносились данные. Неужели вся эта работа проделана зря?
С другой стороны, всем изначально было понятно, что данная система слишком противоречива. Проект был чрезвычайно амбициозным, затрагивающим все регионы и все населенные пункты, федеральный и региональный сегменты…
Даже проектирование такой системы, которая должна учесть особенности практически каждого населенного пункта, - задача повышенной сложности. Результат в таком случае практически закономерен.
При проектировании системы многие аспекты были упрощены, а некоторые оказались непродуманными. Рано или поздно несогласованные позиции должны были проявиться. В этом случае остановка работ над законопроектом - процесс закономерный.
Но давайте посмотрим на ГИС «Контингент» с высоты дня сегодняшнего. На мой взгляд, основная ценность системы заключалась в следующих моментах.
Сбор сведений о каждом
Все граждане Российской Федерации были бы учтены системой, при этом за каждым была бы собрана информация о его достижениях в процессе жизни, в том числе и учебных, официальных документах, удостоверяющих личность, которые выдавались данному гражданину, месте его регистрации и т.д.
У каждого человека возникало бы собственное портфолио, которое пополнялось бы в течение его жизни.
Вот тогда-то он учился на водителя. Тогда-то он сдал экзамен по вождению. А тогда-то он получил удостоверение водителя маломерного судна. Вот здесь он победил в олимпиаде по робототехнике или по программированию. То есть данная система собирала бы достоверную информацию о человеке.
Это была бы еще одна система, которая это делает. Ведь есть уже система налоговой службы, Пенсионного фонда, фонда медицинского страхования, база ГИБДД и т.д. Каждая из этих систем что-то знает про человека важное. Теперь вся эта информация могла бы быть собрана в одном месте, без дублирования. Это с одной стороны.
Контроль данных
С другой стороны, для меня как эксперта в области онлайн-обучения такая система могла бы стать подручным средством для построения индивидуальных траекторий обучения.
Вернемся к приведенному примеру. Для меня этот набор информации говорит о возможности порекомендовать данному гражданину курсы по подводной робототехнике или курсы по запуску беспилотных кораблей или автомобилей. Возможно, ему такая рекомендация могла бы помочь найти увлечение по душе, ведь у него такой отличный. удостоверенный системой базис знаний.
Но это означало бы, что к системе «Контингент» надо предоставить доступ внешних систем, которые могли бы обрабатывать все данные, искать взаимосвязи по неизвестным никому алгоритмам и что-то предлагать гражданам.
А это уже не очень хорошо, поскольку использование данных становится бесконтрольным.
Ведение учета
Второе, что есть интересного в системе, это возможность не возить с собой тонны бумажной информации о себе, переезжая с места на место.
Достаточно ввести в приказ в систему номер СНИЛС, и вся информация о предыдущих успехах обучаемого попадала бы в образовательную систему новой школы.
На сегодняшний момент, когда школьник переходит из школы в школу, системы могут узнать об этом спустя более полугода.
Аналогичная система и по другим уровням образования. А ведь за каждым учеником у нас закреплено финансирование, за каждым тянется шлейф каких-то операций и т.д.
Наличие единой системы привело бы к более качественному ведению учета обучающихся.
Единая система позволила бы избежать задваивания информации и различных приписок.
Все они отражались бы в системе, где могли быть легко вычислены бездушной машиной.
Предоставление доступа к данным
Полезной такая система могла бы стать и для кадровых систем, банковских систем и многих других, которые порой выстраивают свои механизмы сбора достоверной информации о гражданине, чтобы оказать ему качественную услугу.
Именно в этом, в предоставлении доступа к данным, и был основной камень преткновения при проработке документа. Были просьбы перечислить, кому и какие данные должны быть доступны.
На этапе проектирования такой огромной системы невозможно было учесть всех возможных выгодоприобретателей этих данных.
Трудно было предусмотреть, как могут быть выстроены алгоритмы работы их систем и т.п. Потому, видимо, и не найдено было оптимального нормативного решения в данном вопросе.
Защита информации
Вторая проблема этой системы лежит в политическом и экономическом русле. Ведь если внимательно посмотреть - это система о человеческом капитале России, о его потенциале, его обучаемости, гибкости, его знаниях.
В условиях, когда мир переходит от экономики потребления к экономике знаний, именно учебные и научные достижения, их история становятся очень важным ресурсом, имеющим стратегическое значение для страны.
В системе хранилась и накапливалась бы информация об опыте и знаниях многих поколений, а также достоверная информация об их проживании и многое другое.
Доступ к такой системе должен быть чрезвычайно защищенным, означающим запрет доступа любых внешних систем, кроме ограниченного перечня государственных систем.
Но тогда пропадает цифровая ценность такой системы. В сегодняшнем мире многие системы пытаются собирать максимальную информацию о пользователях – это и социальные сети, и образовательные платформы, и системы мобильных телефонов, и даже компьютерные игры…
А у нас могла бы быть государственная система достоверной информации. Но, наверное, уже не будет.
Вывод
Подводя некоторый итог, хочется сказать, что история с ГИС «Контингент» не такая уж и однозначная.
Одно можно сказать, что остановка работ в текущем варианте должна привести к переосмыслению всей системы и последующему ее перепроектированию.
Ведь в компьютерном мире три года - это очень большой срок для информационной системы. Начинать построение этой системы в старой концепции означает строить заведомо устаревшую систему.
Для достижения тех целей, которые поставил перед страной президент в майском указе, мы должны строить системы, которые начнут работать уже сейчас и будут иметь значительный потенциал для работы на будущее, в том числе и в области образования.
Но в моей мечте все равно остается место для системы, которая позволит строить индивидуальные траектории обучения для граждан с учетом всего их предыдущего подтвержденного образовательного и практического опыта.