На качество знаний любовь не влияет. Русские родители, имевшие опыт взаимодействия с отечественными школами, от французских школ в восторге. Дети ходят туда не из-под палки, а с огромным удовольствием.
Структура дошкольного и школьного образования во Франции чем-то напоминает советскую. Только терминология другая и содержание образовательных программ. Даже сегодня в России не додумались совмещать географию с историей.
Девять обязательных лет
С трех или даже с двух лет для французской малышни существуют детские сады, которые называются материнскими школами (ecoles maternelles), там воспитатели и психологи 3–4 года готовят детишек к школе и социализируют их всеми возможными способами.
В программе — рисование, лепка, пение, развивающие игры, основы письма — рисуют крючочки и палочки. Детские сады популярны, и попасть в государственную ecole maternelle очень не просто.
Записываться надо чуть не сразу после рождения младенца. Далее следует начальная школа, куда дети идут в возрасте 6 лет.
Первый класс считается подготовительным — CP (Cours préparatoire), второй и третий называют «элементарные» (Cours élémentaire), сокращенно CE1 и CE2.
Четвертый и пятый классы именуются «средние» (Cours moyen), аббревиатура CM1 и CM2. Все пять лет у детишек один и тот же учитель, который учит всему сразу: французскому, математике, истории с географией, тот же учитель ведет уроки физкультуры. Только английский все пять лет преподает отдельный педагог.
Родители признают, что главная задача начальной школы — научить детей писать, читать, считать. Все остальное узнают в коллеже. Коллеж (collège), собственно, среднее образование и обязательное образование. В коллеже учатся четыре года. Правда, счет классам ведут наоборот. Отучившись пять лет в начальной школе, французский ученик идет в шестой класс коллежа, потом следует пятый класс, потом четвертый и заключительный класс — третий. Только в коллеже начинается предметное обучение.
Мы всё учили понемногу
В государственную программу включено 8 обязательных для изучения предметов: французский язык, иностранные языки, непременный английский и по выбору немецкий, итальянский или испанский, математика, история и география — это один предмет, биология, физика, химия, а также физкультура.
Шестой класс считается адаптационным. Там учителя пытаются понять, какие знания усвоили ученики в начальной школе. Только в пятом и четвертом классах появляются физика, химия и второй иностранный язык.
В третьем классе коллежа вводят преподавание специальных предметов, углубленное изучение которых будет продолжено в старшей школе, куда пойдут далеко не все, а только желающие получить высшее образование. Особо одаренные могут даже выбрать факультатив в виде латыни или греческого.
Остальные дети в таких изысках не нуждаются и после коллежа отправятся за сертификатом о профессии (Certificat d'aptitude professionnelle) или в профессиональные лицеи, где их обучат на пекаря, кондитера, повара или слесаря. Диплом такого лицея, где учатся два года, не дает права поступать в университет.
Самые умные пойдут в общеобразовательные или технические лицеи (le lycée), там они закончат второй, первый и заключительный (terminale) классы, сдадут экзамены на бакалавра (французский бакалавриат не стоит путать с российским или европейским, это просто полное среднее образование).
После общего лицея можно дальше учиться где угодно, а после технологического только по полученной в лицее специальности.
Отчего они радуются
Что же так радует во французской школе возненавидевших российскую школу учеников и их родителей? Вкусная и разнообразная еда, красиво упакованная и поданная. Длинный перерыв на обед и прогулка в середине дня. Возможность прямо в школе поиграть в пинг-понг, регби, футбол и вообще побыть на свежем воздухе в движении.
Активная общественная и психологическая поддержка, которой занимается Ля ви сколер (La vie scolaire), в переводе «школьная жизнь». Специальное школьное подразделение из нескольких сотрудников, которое занимается исключительно организационными вопросами, следит за порядком во время перемен, контролирует посещаемость и успеваемость учеников, организует внеклассную работу, помогает разыскивать потерянные вещи, вникает в детские конфликты и так далее.
Еще очень привлекает отсутствие бюрократии, поборов и повышенных требований к родителям в плане подготовки школьников, а также открытость учителей.
Во французской школе никто не требует нанять репетитора или оплатить дополнительные занятия, все выплаты фиксированы. Также от родителей не ждут выполнения сверхсложных домашних заданий.
Учителя доброжелательны и открыты для общения, в аттестационных табелях не только отметки, но и комментарии к ним, в которых разъясняется, что и как у ученика получается, а над чем надо поработать.
Еще радует 20-балльная оценочная система, которая представляется более справедливой, чем российская, фактически трехбалльная. 20 возможных баллов позволяют провести черту между выдающимся сочинением и просто добротным, а при пятибалльной у всех были бы пятерки.
Спорные результаты
Однако доброжелательный и мягкий подход к «сеянию разумного, доброго, вечного» далеко не всегда оказывается эффективным.
В 2005 году выяснилось, что ежегодно 150 тысяч французских выпускников покидают коллеж или лицей без каких-либо дипломов, аттестатов и сертификатов, поскольку не овладели в должной степени фундаментальными навыками. Не умеют толком писать, читать, считать.
Исследования также показали, что французские выпускники чуть не хуже всех в Европе владеют английским. Во всяком случае, знают его хуже, чем их ровесники норвежцы, датчане, финны, испанцы, голландцы и шведы.
Большое количество выпускников, оставшихся без дипломов, и печальные итоги общеевропейских тестов заставили Париж начать реформу образования. Отныне запрещено оставлять выпускников без дипломов и аттестатов, для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы, и к ним прикрепляют специальных репетиторов.
Стали ли от этого французские школьники более знающими, пока непонятно. А кормят по-прежнему вкусно, школьная жизнь кипит, игры на свежем воздухе — радуют.