Образовательная политика // Тема дня

Почему в Москве у педагогов растут зарплаты

Исаак Калина отметил, что вот уже семь лет город финансирует школы по единственному параметру – количеству учеников. То есть расходы на систему образования города не зависят от того, сколько в Москве школ.
  • 12 мая 2018

Почему в Москве у педагогов растут зарплаты

Президент РФ Владимир Путин в одном из первых указов, подписанных в день инаугурации, поставил задачу – Россия должна войти в число ведущих стран мира по качеству школьного образования. Сейчас Москва уже входит в десятку мегаполисов самых развитых стран мира. Министр правительства Москвы, руководитель департамента образования Исаак Калина рассказал «Деловом завтраке» в «Российской газете», что нового принесет московская система образования в ближайшем будущем.

Например, что касается проекта укрупнения школ, со старта которого прошло три года, решились многие образовательные и педагогические задачи, тогда как экономические не ставились в принципе. Исаак Калина отметил, что вот уже семь лет город финансирует школы по единственному параметру – количеству учеников.

То есть расходы на систему образования города не зависят от того, сколько в Москве школ. Но если затрагивать экономический эффект укрупнения, то основной вопрос - для кого это будет полезно?

Для учительского состава этот фактор оказался очень важным: «Если в 2010 году расходы на административно-управленческий аппарат составляли 20 процентов фонда оплаты труда, то сейчас они не превышают 4 процентов.

Произошло перераспределение бюджетных денег от школьных администраторов и нас, чиновников, к педагогам, работающим с детьми». Во многом благодаря этому в столице последние семь лет растут зарплаты учителей. Первые два года они повышались за счет увеличения финансирования городом отрасли на 60 процентов.

Затем школа стала сама экономически эффективной. При том, что тарифы ЖКХ за последние семь лет выросли почти на 70 процентов, коммунальные расходы на ученика в городе за это время на 5 процентов снизились. Сэкономленные деньги тратятся на оснащение учебного процесса и вкладываются в педагогов, от которых и зависит качество обучения школьников.

Средняя зарплата учителя в Москве – 89 тысяч рублей

Оставаясь в экономическом поле, стоит отдельно сказать и о краеугольном камне образования – зарплатах учителей. По мнению руководителя департамента самым значимым является отношение средней зарплаты 10% самых высокооплачиваемых к 10% самых низкооплачиваемых работников. Дифференциация в зарплатах, по словам Калину, нужна, если мы хотим движения вперед, но, как гласит физика, если разность потенциалов превышает сопротивление цепи, то наступает короткое замыкание. Поэтому важно, чтобы эта разница не вызывала сильное социальное напряжение. «Мы даже формулу зарплаты директора соотносим не со средней зарплатой по школе, а со средней зарплатой 50% наименее оплачиваемых педагогических работников его школы», – уточняет министр.

В итоге дифференциация в зарплатах стала гораздо меньше. В 2017 году подавляющее большинство штатных учителей, работающих на полную ставку, получает не менее 64 тыс. рублей в месяц.

В 2018 году перед директорами поставлена задача повысить этот показатель не менее чем до 68 тыс. рублей.

Если же говорить о средней зарплате учителя, то в 2017 году она составила 86 тысяч рублей, в первом квартале 2018-го – порядка 89 тысяч. Для сравнения в 2010 году средняя зарплата столичного учителя была 39 тысяч. Директора естественным образом получают больше. Средняя зарплата директора больше средней зарплаты учителя примерно в три раза. При этом формулу, по которой оплачивается труд директора московской школы, может посмотреть любой интересующийся - она размещена на сайте "Школа большого города" (school.moscow).

Безусловно, есть разница между ценовой и зарплатной политикой Москвы и соседних областей. Разница эта такая, что департамент вынужден был ввести входную диагностику для учителей, которые хотят переехать в столицу. Учителю-предметнику, который хочет работать в московской школе, предлагается сдать ЕГЭ, а учителю начальной школы - межпредметную диагностику. Занимаются этим Центр независимых диагностик или Московский центр качества образования.ьУспешно проходят только 30% сдающих.

Набирает обороты профильное и предпрофессиональное образование

Исаак Калина считает, что от укрупнения школ выиграли и учителя, и дети с родителями. У каждой московской семьи появилась уникальная возможность выбора направления образования, интересующего ребенка. Причем это можно сделать в стенах одной школы, чем могут похвастаться немногие учебные заведения во всем мире. Дело в том, что в комплексах резко увеличилось количество направлений, по которым ученик может учиться. Если речь идет о профильном образовании, он может выбирать между углубленным изучением математики, литературы, экономики, иностранного языка.

Предпрофессиональное образование – это кадетские, медицинские, инженерные и академические классы. Дополнительное образование позволяет развивать творческие наклонности ребенка: учиться петь, танцевать, рисовать и т.д. И такой широкий выбор есть по всей Москве. Если в 2010 году в городе был всего 1% школ, имеющих более трех разных профилей, то теперь школ, у которых их меньше, просто нет. Многие имеют и четыре, и пять профилей. К примеру, ребенок пошел в кадетский класс, проучился года два. Потом понял, что хочет быть инженером, но не военным. Перейти в другой – инженерный – класс для него в своей же школе ничего не стоит, а если бы это было узкоспециализированное учреждение, то стало бы проблемой. В этом и состоит главный социально-педагогический эффект объединения школ, который еще только-только проявляется.

Татьяна Шувалова



Новости





























































Поделиться