Реальные доходы населения падают четвертый год подряд, соответственно, падает платежеспособный спрос на образование. Правда, недавно ученые из НИУ ВШЭ сообщили, что население опять готово платить за образование. Наши исследования (Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС), напротив, показывают, что родители стали экономить на дополнительных платных образовательных услугах, либо отказываясь от части из них, либо переходя на более дешевые «аналоги».
Несколько лет наблюдается рост численности школьников, которые после 9-го класса поступают учиться в организации СПО.
Если несколько лет назад в СПО уходило 27% окончивших 9-й класс, то в последние годы – 41%: при этом в сельской местности 53%, а в городе – 36%. После окончания 11-тилетки в организации СПО поступает 17% выпускников школ.
Вы спросите, а как это связано с образовательным кредитованием? Дело в том, что еще в начале 2000-х социологические исследования показывали удивительную вещь: образовательные кредиты для обучения в вузе в значительно большей мере были готовы брать родители выпускников школ с низкими доходами и невысоким уровнем образования. Это связано с тем, что в их среде они не могут получить материальную поддержку от друзей и родственников. Средний класс в то время был готов занимать в своем ближайшем окружении, но не брать образовательные кредиты.
Хочешь учиться — заработай
Сейчас же родители тех детей, которые не смогут на высокие баллы сдать ЕГЭ (а это уже становится более-менее понятно после сдачи ОГЭ) и, следовательно, не смогут поступить на бюджетные места без репетиторов (а на репетиторов денег нет), предпочитают, чтобы ребенок пошел учиться в училище или техникум.
Потом, после получения среднего профессионального образования, эти ребята смогут либо поступить в вуз на профильную специальность/направление подготовки на бюджетное место без сдачи ЕГЭ, либо пойти работать и учиться в вузе вечером или заочно, тратя на обучение свои деньги и не обременяя семью. Поведение крайне рациональное, особенно, если учесть, что ребенок получает еще и профессию/специальность, т.е. способен себя содержать и не пропадет в трудной ситуации.
«Текущие нужды» вместо образования
Что касается среднего класса, то он частично стал следовать этой же стратегии, не желая в условиях экономической турбулентности залезать в долги. В крайнем случае, если ребенок учится на платном, а денег заплатить за учебу не хватает, то можно взять кредит «на текущие нужды». Это в краткосрочной перспективе дороже, но в долгосрочной значительно выгоднее. При этом всегда есть надежда достаточно быстро расплатиться и не брать на себя многолетнюю обузу. Это также вполне рационально, поскольку прогнозировать на 4-6 лет вперед сейчас сложно и сложно понять, найдет ли ребенок после вуза такую работу, которая позволит ему нормально выплачивать взятый кредит.
«Сопутствующие нужды» подождут
Что же касается кредита на сопутствующие нужды, т.е. на проживание и питание студента, если он живет в другом городе, то этот вид кредита в России практически не получил развития. Логика здесь проста: если родители (семья) могут содержать ребенка в другом городе (регионе), то они его туда отправляют, если для них это трудно, то ребенок учится дома. Двухуровневая система образования, которую иногда ругают, дала семьям возможность учить ребенка в родном городе или регионе в бакалавриате, а в более дорогие для жизни места отправлять детей в магистратуры, которые а) длятся всего 2 года, б) как правило, бюджетные (вузы Москвы и Санкт-Петербурга здесь исключения, хотя и в них в магистратурах превалируют бюджетные места). Кроме того, едущие в другие города учиться в магистратуре дети к этому моменту уже достаточно взрослые и могут не только учиться, но и работать, что позволяет им оплачивать свое проживание в столицах и других крупных городах (как это отражается на учебе – другое дело, но практические навыки приобретаются).
Банкам не выгодно
Таким образом, рынок образовательного и сопутствующего получению образования кредитования в России был и остается очень узким. Это приводит к тому, что и банкам развивать этот продукт в экономически непростой ситуации не выгодно.
Соответственно, развитие образовательного кредитования может получить развитие при соблюдении двух условий:
- во-первых, ставки по кредитам заметно снизятся и помощь государства в этом вопросе существенно расширится (обеспечение за счет бюджетных средств льготной ставки по кредиту);
- во-вторых, когда стабилизируется экономическое положение в стране, чтобы можно было переносить основные выплаты по образовательным кредитам на тот период, когда выпускник вуза получит хорошую работу и сможет выплачивать кредит своими силами, не обременяя этим родителей.
Семьи не могут
По нашим исследованиям, сейчас таких в совокупности (поступающих на бюджетные места и на платное обучение в престижные вузы) примерно 7,5% абитуриентов из регионов. В вузы других субъектов Российской Федерации (не в столицы) уезжает из своих родных мест поступать около 16,5% выпускников школ. Они едут в крупные города в надежде на хорошее образование, но они не готовы (не могут) позволить себе тратить столько, сколько требуется на жизнь и учебу в столицах. Города «второго эшелона» – Томск, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород и ряд других.
В магистратуру, как уже отмечалось, едут по другим соображениям и сразу в расчете на то, что удастся устроиться на работу и тем самым оплатить свое проживание в дорогом городе. На платных же местах в магистратуре обычно учатся практически исключительно жители тех городов, где расположен вуз, или дети достаточно богатых родителей.
Во всех случаях спрос на образовательный кредит сейчас небольшой и можно прогнозировать, что если его и будут брать, то в первую очередь на получение второго высшего образования или на прохождение программ МВА люди, которые уже неплохо трудоустроены. То есть те, кто уже живет «на свои» и не будет (не хочет) полагаться на помощь родителей.