Без рубрики // Колонка

Экономика образования – неожиданное продолжение

4 апреля этого года Высшая школа экономики совместно с ЦСР опубликовала доклад «12 решений для нового образования». Предложены 12 проектов, которые должны изменить положение системы российского образования от яслей до обучения пенсионеров. Реформа дорогая – оптимальный вариант требует 4,8% ВВП только бюджетных средств. По расчетам авторов, это почти 8,4 трлн рублей.

Экономика образования – неожиданное продолжение
Фото: bel.ru

Цифровизация образования

Кроме того, предполагается еще развитие государственно-частного партнерства: частный бизнес должен быть привлечен к строительству школ, которое призвано решить проблему второй и третьей смен и, следовательно, высвободить вторую половину дня для дополнительных занятий учащихся.

Все российские общеобразовательные организации, по мнению авторов доклада, должны быть подключены к высокоскоростному Интернету, что создаст условия для того, чтобы Россия стала лидером по развитию цифровой школы.

Цифровая школа позволит индивидуализировать образование и уменьшить численность учащихся, которые не осваивают школьной программы (по расчетам авторов, таковых примерно 25%) и практически становятся неуспешными в жизни людьми.

Вместе с тем авторы доклада понимают, что реализовать оптимальный вариант, когда, по их мнению, полностью ликвидируется недофинансирование системы образования, скорее всего, не удастся. В связи с этим за основу они берут базовый вариант, который, если говорить о бюджетном финансировании, составляет около 4,6 трлн рублей. Это много, но по сравнению с оптимальным вариантом почти в 1,8 раза меньше.

Названные бюджетные расходы должны быть произведены в течение 6 лет, то есть за год дополнительно к текущим расходам должно тратиться в среднем еще примерно 750 млрд рублей. Эти расходы предполагается осуществлять исключительно из федерального бюджета, поскольку региональные бюджеты дополнительную ношу не потянут. Более того, расходы, естественно, предполагается наращивать постепенно.

Предлагаемых направлений расходов, как следует из названия доклада, двенадцать.

Вложения в ранее развитие ребенка

После работы Дж. Хекмана считается, что вложения в ребенка в первые годы его жизни приносят большую отдачу, чем вложения в школьное или профессиональное образование.

Авторы доклада предлагают создать психолого-педагогический патронат, который будет сопровождать ребенка в раннем возрасте. Основные объекты патронажа – это малообеспеченные семьи и семьи в трудной жизненной ситуации.

Идея хорошая, но, как представляется, вторичная. В первую очередь решать надо проблему малообеспеченности и социального неблагополучия семьи, а, возможно, и большей социальной общности.

Цифровая школа

В школьном образовании основной упор делается на переход к цифровой школе. Есть надежда, что под цифровизацию школы деньги дадут – ведь ново и перспективно. Но и проблем много.

Пределы индивидуализации образовательных траекторий задаются не только наличием или отсутствием денег, но и вполне четкими образовательными задачами. Сейчас на волне увлечения «цифрой» видятся возможности, но не всегда осознаются всеми участниками образовательного процесса ограничения и риски.

Цифровизация школы потребует перестройки всего педагогического образования, всей системы повышения квалификации и переподготовки учителей и управленцев в системе образования.

Боюсь, ограничениями станут отнюдь не деньги, а готовность системы образования к столь масштабным и до конца еще не понятным переменам. А в этом случае крайне велика опасность профанации.

Строительство новых школьных зданий – этот проект и так уже разворачивается, в том числе с привлечением частного бизнеса. Вопрос только, в чем состоит интерес частных партнеров и насколько их будут удовлетворять те условия, на которых государство пойдет на развитие ГЧП в системе образования.

Равное образование

Проект «Равные образовательные возможности и успех каждого» во многом является продолжением или дополнением проектов раннего развития ребенка и цифровой школы.

Авторы доклада утверждают, что из российской школы 25% учащихся выходят, не получив достаточных знаний и компетенций, но получив опыт неуспешности, который им практически не удастся преодолеть в будущей жизни.

Вопрос, как и в случае с ранним развитием детей, в том, «повинна» ли в неуспешности ребенка школа или еще многие другие факторы? И, может быть, сначала нормализовать ситуацию именно с этими – другими – причинами неуспешности?

О предшколе (годичной программе подготовки детей к школе) разговор ведется с 2004 года. Но прежде надо решить – она будет обязательной для всех детей соответствующего возраста или для детей с риском неуспешности?

Если создается, как сказано в докладе, возможность пройти год предшколы, то, скорее всего, мы породим проблемы и дискриминацию. Где-то возможности создадут, где-то не смогут. Важно понимать, что совместное обучение детей только из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в большинстве случаев значительного эффекта не даст, хотя кому-то и сможет помочь. Велика вероятность, что просто на один год будет увеличен срок «выработки» неуспешности.

Единственно, что имеет смысл, это поддерживать школы, работающие в сложном социальном окружении. Но это крайне трудная задача, поскольку требует высокой квалификации учителей, а, следовательно, высоких заработных плат.

При этом надо бы оценить, сколько таких школ сейчас действует, и вырабатывать программу их индивидуальной реабилитации, поскольку давно известно, правда о семьях, что «все несчастные семьи несчастливы по-своему». А это совсем другие деньги, нежели раздать бюджетные сертификаты детям из малообеспеченных семей для доступа к дополнительному образованию. Вот только какое допобразование им будет доступно за эти сертификаты и каков у них будет выбор?

Технологическое образование

Технологическое образование школьников важно, но, к сожалению, авторы понимают технологию весьма узко – как основу изменений в технической сфере. Между тем современный мир предельно технологичен, но в совершенно другом смысле: мы живем в окружении социальных, гуманитарных, образовательных, финансовых и многих других технологий. И отставание в технической и научной сферах может определяться дефицитом в обществе прежде всего социальных и гуманитарных технологий и практик.

Сложность современного мира требует сложного человека, который есть продукт сложных социальных и гуманитарных, а также образовательных технологий.

До тех пор, пока не поставлена собственно задача развития образования, экономика образования будет весьма примитивной, каковой она теперь и является, с ее тотальным недофинансированием и неэффективностью, сколько бы бюджетных средств мы на нее ни просили.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube