Эта тема интересна тем, что она суммирует реальные, успешные практики работы с селом в технологическом формате, действительно готовом к распространению. Да, необходимы ресурсы.
Например, программа дополнительного образования, предусматривающая использование огромного количества технических средств, которая осуществляется в Республике Башкортостан, обходится в 10 млн рублей с учетом 7 млн рублей из федерального бюджета.
Это не космические, а вполне реальные деньги. Зато эффект уже заметен.
Цена этого эффекта на самом деле заключается в том, что дети из сельской местности находятся в равных условиях с городскими детьми, а значит, они дальше смогут учиться в вузах по тем же программам, на тех же условиях, и продолжать свой профессиональный маршрут, и, что еще очень важно, все эти программы позволяют еще и ориентировать детей на профессии, востребованные в их регионах.
На секции были представлены три основных модели.
Первый формат – это сетевое взаимодействие, когда объединяются ресурсы разных программ и в том числе ресурсы школ и дополнительного образования для охвата больших муниципальных пространств. Это астраханская модель, она реализуется не только, конечно, в Астрахани, но и в других регионах, в том числе в Пермском крае. Но там совмещают сетевую модель с мобильной.
Второй формат – это мобильное дополнительное образование. Она была представлена в разных видах: это «Умный автобус», когда в села привозят и оборудование, и педагогов, и программы, и в результате дети из глубинки получают те же возможности, что их городские сверстники. К этому формату также относится технопарк «Кванториум» (проект Минобрнауки РФ), региональные детские технопарки. Последние модели распространены в 37 субъектах и уже в ближайшее время наверняка охватят все 85.
Очень важны технические, технологические программы, потому что в селе никогда своих ресурсов на реализацию таких программ не хватит, а возить детей из удаленной местности иногда просто невозможно.
Третья модель – гуманитарная. Да, она не очень широко представлена, но об этом вообще не очень много думают, считая ее второстепенной по сравнению с технической. А вот то, что сегодня представила одна из педагогов программы «Учитель для России» Дарья Кутейникова, мне представляется чрезвычайно интересным. Потому что у детей никак не может развиться чувство Родины, чувство сопричастности, чувство патриотизма только через какие-то лозунги. Они это все равно осмысляют через письмо, через чтение, через литературу. На сегодня это очень важно.