Жан-Мишель Бланке собирается издать две директивы для преподавателей школ и коллежей, касающиеся чтения, грамматики и расширения словарного запаса. Министр образования планирует потребовать от учителей «эффективного, регулярного и внятного» преподавания грамматики, лексики и чтения, чтобы научить детей «понимать смысл текстов».
Цель Бланке – «систематическое и прогрессивное» изучение французского языка, в частности, «специальные сеансы грамматики и лексики» в виде уроков (не менее трех часов в неделю), посвященных «выстраиванию четко распознаваемых понятий», в школе от подготовительного до шестого класса (начального класса коллежа), а затем – «структурированное преподавание» языка в самом коллеже.
По словам министра, изучение лексики позволяет «усваивать смысл и орфографию слов», а изучение грамматики – «понимать связи между словами», то есть, в конечном счете, понимать написанное. Следует ввести «систематическое преподавание языка», позволяющее овладевать общими понятиями. Министр также считает необходимым выработать у учащихся прочные навыки, которые позволят им читать легко и с удовольствием, при этом хорошо понимая смысл прочитанного.
С этой целью введение в чтение должно начинаться уже в подготовительных классах «с прослушивания текстов, которые детям читают взрослые». Кроме того, детям не меньше одного раза в день следует слушать рассказы, которые должны изо дня в день становиться длиннее, «чтобы развивать словарный запас и умение строить фразы», при этом преподаватель должен «постоянно отслеживать понимание текста ребенком». В подготовительных классах школы дети должны научиться разбирать тексты «на основе понимания связей между буквами и звуками», а в начальных классах – овладеть навыками беглого чтения.
Министр также рекомендует преподавателям посвящать значительное время обучению чтению про себя и поощрять чтение книг по выбору самого ученика. Кроме того, в классе необходимо проводить различные виды деятельности, помогающие понять прочитанное. Учителя должны постоянно вести работу по пониманию прочитанного, предлагая детям читать все более длинные и сложные книги, при этом учителю следует направлять и сопровождать детей в выборе книг, но ни в коем случае не навязывать их.
В подготовительных и начальных классах ребенок должен читать по 5–10 произведений в год, а дети постарше – 3–5 современных произведений для детей и подростков и 2–3 классических произведения.
Перевод Александры Ратай