BIG DATA // Статья

По следам BETT 2018. Педагогика снова в фокусе

BETT — ежегодная технологическая выставка-конференция, собирающая в январе в Лондоне все новейшее, что есть сегодня в образовании. По BETT сверяют часы деятели образования всего мира.

По следам BETT 2018. Педагогика снова в фокусе

Британская BETT и не менее мощная континентальная выставка DIDACTA (проходит ежегодно в феврале поочередно в трех локациях — Кёльне, Дюссельдорфе, Страсбурге) стали прообразом, а последняя — и соучредителем апрельского Московского международного салона образования (ММСО), который проходит в этом году уже в четвертый раз. За короткий срок Московский салон стал самой представительной и самой посещаемой площадкой, обозначающей главные тренды развития образования в России.

В 2017 году прошел и первый региональный Салон — УМСО (Уфимский международный салон образования). В планах наряду с Московским салоном проводить в год до шести региональных.

Предлагаем вашему вниманию размышления Артема Соловейчика о технологиях в образовании, навеянные посещением британской выставки BETT в январе этого года.

Технологии, даже самые невероятные, нас больше не удивляют.

Случилось это выгорание интереса всего лишь за 10 лет — за короткий срок с 2007 года, когда появился первый действительно массовый смартфон, технологизировавший, цифровизировавший, связавший с облаком повседневную жизнь каждого из нас. Практически во всем, что мы делаем, образ наших действий переменился: поиск, принятие решения и покупка товаров, планирование путешествий, операции с деньгами, лечение, спорт, чтение, переписка, общение, политика, почта, навигация, информация, новости, телевидение, совместная деятельность и так далее, можно перечислять до бесконечности.

Прогресса школа не заметит

Теперь нас удивляют не технологии, а их отсутствие.

Именно это и удивляет в существующей школе: несовпадение ее природы с современной технологической культурой. Технологии в образовании не затронули сути процессов, а лишь дополнили их, и притом как-то необязательно.

Убери сегодня смартфоны, навигаторы, Интернет, социальные сети из нашей жизни, мы по меньшей мере растеряемся — многие процессы нам придется передумывать обратно, вспоминать, как было в аналоговом до-цифровом мире. Убери сегодня технологии из образования — кажется, мы и не заметим.

Почему это так? Что не так с образованием? Что не так с технологиями? Чем школа отличается от жизни за ее порогом? Ответ простой.

Современные технологии запускают процессы, несоприродные существующей школе. Они ее отменяют.

Традиционная школа может привлекать технологии и привлекает, но этот процесс искусственный. Естественным он может стать, если поменяется, трансформируется природа школы, если школа в сегодняшнем ее виде отойдет в прошлое.

Цифровизация не облегчает

Образовательные выставки, если посещать их регулярно, наглядно демонстрируют колебания процессов развития образования от мифов, связанных с технологиями, к реальности. Новая технология приходит не сама по себе, а вместе с мифологемой о нужности, полезности, революционности нового изобретения. Большие и малые компании бросаются приспосабливать технологию к школе, школы стараются, но по факту мало что в школе меняется.

За стенами школы цифровизация приводит к большей производительности труда, к сокращению необходимых ресурсов, к существенно большей общей эффективности процессов. В школе в этом смысле цифровизация оказалась малоэффективной.

С введением компьютеров количество педагогов не уменьшается, количество нужных ресурсов не уменьшается, качество образования принципиально не улучшается.

Это выявленное экспериментальным путем свойство школы — несвязанность ее эффективности с технологиями — привело в короткий срок к существенному смещению фокуса технологической выставки BETT от демонстрации и обсуждения технологий к дискуссиям о природе школы, природе преподавания, образования, самообразования.

Кому нужны кулибины

Именно сейчас рождается новая школа, отменяющая старую. Технологические возможности накопились количественно и качественно, чтобы обеспечить существенную трансформацию школы в новое качество — в школу с иной природой.

Так, еще совсем недавно, всего лишь три года назад, на BETT рассказывали скорее о технологиях. Создавалось впечатление, что стремящееся к обновлению образование, очарованное технологиями, хотя и созданными вне школы и не специально для школы, пыталось приладить эти технологии к нуждам школы хоть так, хоть эдак.

В прошлом году на BETT привычное разнообразие решений вдруг стремительно сократилось. По сути, свелось к демонстрации одного прижившегося в школе продукта.

Речь об интерактивной доске десятков разных производителей, продолжающих усовершенствовать этот очевидный для традиционной классно-урочной школы массовый продукт.

Большое количество интересных решений прошлых лет оказались невостребованными, финансово несостоятельными, и производители уменьшили свое присутствие на выставке до одного-двух стендов.

Зато год от года BETT из чисто технологической выставки стала все больше превращаться в большую мощную образовательную конференцию по исследованию, обсуждению природы современной школы, поиску той школы, которая перескочит пропасть между существующей школой и той жизнью, которая разворачивается за ее стенами.

Персонал заменил изобретения

Программа конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов на BETT в этом году стала равна программе стендовых демонстраций. Да и стендовые демонстрации удивили в этом году заметно увеличившимся персоналом, их обслуживающим. На стендах фокус сместился от устройства технологий к их педагогической составляющей. Пришло осознание, что сценарии использования технологий интереснее самих технологий и что нужен мощный диалог, кропотливое сотрудничество между производителями технологий и образованием.

Произошел переворот: технологии под образование, а не образование под технологии.

Похоже на разные преподавательские установки в старой и новой школе. В старой школе я, преподаватель, преподаю, а сколько ты, ученик, захотел и смог взять, это уже не мое дело. И как теперь задача педагога уже больше не прочесть лекцию, а сделать так, чтобы ребенок захотел и смог взять новый материал, так в мире образовательных технологий — производители взялись за задачу решения реальных проблем образования, в том числе и через осознание, что дело не только и не столько в технологиях, сколько в природе самой школы. Нужно отдать должное, что и технологии сейчас развились настолько, что прототиписты современного образования достаточно оснащены, чтобы принять такую установку.

Технологии под ученика

Во всем мире — и на BETT тоже — обсуждаются сегодня образовательные технологии, которые поддерживают изменившуюся позицию ученика, вставшего «во весь растущий рост» в центр образовательного процесса. Ученик сегодня с помощью учителя может:

  • построить свою карту образовательных интересов;
  • подобрать/разработать соответствующие образовательные процессы;
  • подобрать необходимый контент и подобрать/разработать собственную персональную дидактику;
  • освоить и самостоятельно применять разные системы оценивания своих достижений/результатов;
  • уточнять и/или переформатировать пути своего развития в зависимости от достигнутых промежуточных результатов и развития интересов и установок.

«Новая» школа

Также важно понимание, что в современном сложном мире достижения — результат сотрудничества всех со всеми. Навык коллективного творчества, навык сотрудничества — важнейший современный навык.

Собственное дело в жизни и жизнь как собственное дело — главный источник жизненных сил каждого.

По всему миру школы стали стремительно перестраиваться под описанную образовательную стратегию. Это другая школа. BETT за почти десять лет своего существования пришла вместе с технологиями к осознанию такой школы.

Сегодня для школы с иной образовательной природой технологически есть все. Причем есть на расстоянии вытянутой руки. BETT и другие подобные мощные образовательные события помогают нам протянуть руку и решиться перейти в новую школу.

Записала Алина Зражаева


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube