«Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар. Трагедия человечества в том, что мы не умеем, да и не стремимся этот дар в ребенке обнаружить и выпестовать… Мои педагоги пытливо и терпеливо прощупывают душевное устройство каждого питомца, отыскивая в нем божью искру, и в девяти случаях из десяти ее находят!»
Это, если кто не узнал, слова леди Эстер из романа Б. Акунина «Азазель».
А теперь две цитаты из доклада Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «12 решений для нового образования»:
«Построенные на технологиях искусственного интеллекта и экспертных систем, эти комплексы подстраиваются под основные индивидуальные особенности обучающихся, обеспечивая успешное освоение материала основной, отстающей и опережающей группами учеников, учащимися с выраженными особенностями восприятия». Это про школьников.
«Единые мегаплатформы, включающие знания, тренажеры, тесты с обратной связью, станут пространством, в котором группы и отдельные люди двигаются по уникальным образовательным траекториям. Эти индивидуальные пути объединены сетевым взаимодействием и общим содержательным ядром» – это про всех.
На первый взгляд, сквозная мысль «12 решений» – использование цифровых технологий, искусственного интеллекта для реализации замыслов леди Эстер. Только здесь место педагогов леди Эстер занимает Большой образовательный брат (БОБ), который «учтет» индивидуальные особенности обучающегося.
Выскажу несколько соображений по поводу БОБа.
Первое. Авторы «12 решений» считают возможным построение «Демона Лапласа» в образовании, который будет учитывать особенности каждой индивидуальности и так «настраивать» образовательный контент, чтобы индивидуальность эта наиболее успешно (адекватно чьим интересам– личности? государства?) реализовала свою неповторимость.
Второе. Как бы ни был велик интеллектуальный потенциал разработчиков БОБа (если этот проект будет реализовываться), в любом случае он конечен. Это означает, что в результате мы будем иметь дело с системой «учета индивидуальных особенностей», основанной на вкусах, ценностях, слабостях, верованиях, убеждениях, теоретических построениях небольшого числа разработчиков. При этом вполне можно допустить, что среди 140 миллионов жителей России найдутся профессионалы, которые думают иначе, иначе видят те самые «основные индивидуальные особенности» и методы работы с детьми и взрослыми, которые этими особенностями обладают.
Третье. Если бы авторы доклада ограничились предложением создать платформу, которая только предлагает различные образовательные ресурсы, сеть, которая позволяет каждому найти необходимое ему «образовательное предложение» – такого рода модель не требовала бы ни «содержательного ядра», ни «подстройки под основные индивидуальные особенности обучающихся».
В России появился бы добротный «образовательный гипермаркет», в котором каждый мог бы найти свой ресурс. В предложенной же модели вместо «образовательного гипермаркета» предлагается «образовательный распределитель».
И последнее. Азазель, согласно апокрифическим представлениям, – один из падших ангелов, вдохновивший их на мятеж против Бога. За это он был прикован архангелом Рафаилом к скалам в пустыне. Древние евреи раз в году (в праздник искупления Йом-Кипур) отводили в пустыню в жертву Азазелю черного козла, на которого перелагали все свои грехи. Козла отпущения.
Акунинская леди Эстер – воплощение Азазеля. Она восстала против Бога и против человека. Она решила, что может сама определять, в чем индивидуальность каждого, и развивать только то, что она (или «ее педагоги») сочтет нужным.
Мне бы очень не хотелось, чтобы жители России были превращены в «козлов отпущения» для «Мега-Азазель», предлагаемой авторами доклада «12 решений» под именем БОБ.