Инновационные школы вчера и сегодня // Статья

От высокого доверия к повышенному активизму

Как изменились родители учащихся инновационных школ за последние 30 лет?

От высокого доверия к повышенному активизму
Иллюстрация: behance.net

Школа для собственных детей

Не секрет, что многие инновационные школы в 90-е годы создавались для своих собственных детей. Педагоги и руководители этих организаций были зачастую людьми молодыми, имеющими маленьких детей, и мысль «Я хочу для своего сына, для своей дочери создать хорошее образование» в значительной мере подогревала оптимизм инноваторов, их стремление сделать школу интересной, благополучной, создать там определённый уклад, атмосферу, добиться того, чтобы школа помогала детям (в том числе собственным детям) достигать высоких результатов. Пермский лицей № 1, в котором я работал, не исключение. Мой сын учился здесь в 10–11-м классах (других классов в лицее в те годы еще не было), многие мои коллеги тоже «отучили» своих детей в нашем лицее.

Некоторые современные инновационные школы также создаются именно для собственных детей. В них учатся и дети менеджеров, и дети педагогов, и дети инвесторов. Есть прецеденты, когда частная инновационная школа создает для детей сотрудников льготные условия для оплаты их образования.

Этот феномен – «школа для собственных детей» – во многом объясняет и истоки той небывалой энергетики, которая отличала инновационные школы 90-х годов прошлого века, и причину стремительного возникновения инновационных школ в середине прошлого десятилетия.

Родители 90-х – какие они?

Кто были они, родители инновационных школ 90-х годов?

Значительную часть из них составляли представители советской интеллигенции. Эти родители отдавали своих детей в инновационные школы, потому что искренне желали перемен в общественной жизни и, в частности, в образовании. У них не было каких-то особых требований к инновационной школе. Представления о «лучшем образовании» были чаще всего весьма простые: «аэробика, карате, экономика, программирование и… побольше математики и физики». Заказ родителей не был ярко выражен.

Скорее, мы можем говорить о запросе на новое, необычное, увлекательное образование для своих детей.

Во многом этот запрос объяснялся той общественно-политической и экономической трансформацией, которую в то время переживала наша страна. Как следствие, мы можем констатировать очень высокий уровень доверия тогдашних родителей к школе. Для них учитель инновационной школы был авторитетом, они не сомневались в его профессионализме, и, соответственно, относились к педагогам с уважением.

И ещё один существенный момент. В инновационных школах 90-х годов, разумеется, учились дети высокопоставленных чиновников и недавно появившихся богатых бизнесменов. Но важное отличие того периода заключалась в том, что эти люди, облеченные властью и обладающие немалыми средствами, не вмешивались в школьные дела, они, если угодно, точно так же, как все остальные, доверяли педагогам и не проявляли никак своей общественно-политической силы, своих амбиций, своей воли. Приведу один яркий пример из своей практики. У меня учился парень – назовем его условно Борис. Он закончил 10-й класс не без трудностей, а в начале 11-го заболел и пропустил примерно полтора месяца. За это время по естественным причинам он сильно отстал, и его оставили на второй год. Уже после того, как он окончил 11-й класс, я узнал, что его отец занимал должность топ-менеджера крупного предприятия Пермской области. При этом высокопоставленный папа совершенно спокойно отнёсся к тому, что его сын остался на второй год. Он ни разу не проявил возмущения и не пытался «качать права». У нас учились дети депутатов, полномочных представителей, прокуроров и бизнесменов. И ни разу в те годы они не пытались как-то воздействовать на лицей. Подчеркнем еще раз – традиция уважения родителей к школе, уважения к тому делу, которое делают учителя, была характерной чертой инновационных школ 90-х годов.

Как изменились родители за 30 лет?

Первое, что бросается в глаза – сильно возросла компетентность родителей в юридических вопросах и вопросах образования. Родители знают свои права и готовы их отстаивать. Родители часто формируют школе достаточно жесткий заказ – поступление в ВШЭ (МФТИ, МГИМО).

Второй аспект, отчасти обусловленный первым – неимоверный рост родительской активности.

Родительский активизм выражается в их участии во всевозможных чатах, в которых обсуждается происходящее в классе и школе.

Родительский активизм проявляется в регулярных звонках сотрудникам школы в ситуации, когда телефон ребенка не отвечает.

Родительский активизм проявляется в требованиях «Вы должны делать с моим ребенком то-то и то-то». Например, в тех школах, где есть тьюторское сопровождение, родитель может обратиться к тьютору с требованием: «Вы должны быть моим продолжением в школе – контролировать моего сына, следить, чтобы он все делал вовремя». Или другой пример: папа, сын которого изучает математику «не слишком прилежно», заявляет: «Я хочу, чтобы мой Петя учился в группе повышенного уровня».

Иногда встречаются ситуации, когда родители, особенно высокопоставленные, начинают предъявлять претензии к школе (или к конкретному педагогу) в агрессивной форме. Хамство и грубость, требования «немедленно заменить» или даже «уволить» – лишь часть агрессивных проявлений родительского активизма.

Можно констатировать симптомы кризиса неуважения и недоверия к педагогам со стороны части родительского сообщества в наши годы.

Важно подчеркнуть, что, конечно, речь идет не обо всех родителях современных инновационных школ. Большая часть родителей относятся к школе конструктивно и с уважением. Феномен родительского активизма может проявляться и проявляется и в агрессии, и в позитиве. От чего это зависит?

Чтоб ответить на этот вопрос, следует признать, что родительский активизм – во многом стихийное общественное явление. Высокий уровень агрессии в медиа, провокативная возможность критически выражаться в социальных сетях, гипертрофированная забота о безопасности собственных детей – эти и многие другие факторы способствуют выплескиванию энергии родителей в различные формы активизма. Стихийное общественное явление с мощной энергетикой – вот с чем приходится иметь дело современным школам.

Самое время перейти к заключительному вопросу нашей статьи: как инновационная школа работала с родителями 30 лет назад и сегодня?

Работа с родителями 90-х: от регулярных встреч – до вовлечения в школьную жизнь

В аспекте работы с родителями инновационные школы 90-х можно разделить на два типа, между которыми, разумеется, наблюдались и промежуточные состояния.

Были школы, которые использовали доверие родителей для активного вовлечения их в образовательный процесс. Яркий пример – школа Тубельского, в которой родители подлинно становились субъектами образовательного процесса. Тем самым вокруг школы создавалась особая родительская общность, которая вовлекалась в школьную жизнь, в образовательную модель и, что важно, в принятие решений.

Второй случай – работа с родителями строилась в привычной модели регулярных встреч. Родители не участвовали в жизнедеятельности школы, время от времени они приходили на родительские собрания, расспрашивали учителей про собственных детей, но активного привлечения родителей к процессам, происходящим в школе, не происходило. Например, в лицее № 1 г. Перми, в котором я работаю, мы встречались с родителями дважды в год, не более того.

И та и другая модель взаимоотношений школы с родителями тогда были достаточно устойчивыми. Причина – отмеченный выше высокий уровень доверия и уважения родителей к инновационным школам. Вторая причина – в инновационные школы приходили «свои родители» – представители узкого круга интеллигенции.

Работа с родителями сегодня: от кастинга до сотрудничества, от конфликтов – к медиации

Современные инновационные школы находятся в иной ситуации. Стихия родительского активизма требует управления. Можно выделить два принципиально различных подхода, которые в настоящее время реализуют инноваторы.

Первый подход – поиск своего родителя. Школы, если угодно, проводят кастинг не только детей, но и их семей. Они ищут своего родителя и принимают ребёнка только в том случае, если родитель разделяет ценности школы. Это, разумеется, требует очень тонкой настройки взаимоотношений с родителями на этапе приёма ребёнка в школу, соответствующего нормативно-правового обеспечения, но эта политика даёт свои плоды.

В рамках этого подхода школа, как правило, начинает активно привлекать родителей к школьной жизни. Всем родителям, а в особенности тем, которые выступают с претензиями и требованиями, предлагается прийти в школу и начать действовать. Как только они оказываются в самой школе, видят всех детей, а не только своих, видят, что и как делают учителя, они понимают, насколько сложен процесс управления классным коллективом или учебной группой, они начинают по-иному видеть учебный процесс, понимать специфику педагогических проблем.

Активные родители по сути становятся частью проектной команды школы. Нередки ситуации, когда родители выступают в качестве руководителей проектов различной направленности, авторов учебных курсов, проводят различные семинары, деятельностные пробы, мастер-классы.

В рамках первого подхода некоторые инновационные частные школы предлагают образовательные практики взрослым – папам и мамам, бабушкам и дедушкам.
Это может быть определенная серия мастер-классов для детей и их семей. В этом совместном проживании конкретных образовательных практик дети и родители много чему учатся, в том числе взаимопониманию. Такие мероприятия позволяют перенаправить родительскую активность в конструктивное взаимодействие со школой.

Есть инновационные школы, которые пошли по другому пути. Они стараются удерживать границы воздействия родителей на школу, границы взаимоотношений с ними, которые устанавливаются через переговорные, коммуникативные практики разного типа. Задаются правила, и они соблюдаются. Родитель привыкает к мысли о том, что обычные, принятые в повседневной жизни, способы разрешения конфликтов (типа «наезд») в этой школе не срабатывают. В качестве медиаторов выступают авторитетные, уверенные в себе люди, которые способны надстроиться «над схваткой» и преобразовывать перепалку в конструктивный диалог.

Сотрудничество с родителями и установление границ взаимоотношений с ними – это два пласта работы с родителями, которые мы наблюдаем в инновационных школах 20-х годов.

Если в условиях доверия и особого инновационного духа 90-х отношения с родителями чаще всего не входили в модель инновационной школы, то сейчас, в условиях стихии родительского активизма, безудержной родительской энергии и иногда агрессии, проработка этого элемента, его реализация становится очень важной частью управленческой и педагогической модели школы.



Новости





























































Поделиться