26 февраля 2018 года на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным группа московских директоров – учредителей и членов Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций – представила свое видение основных подходов к стратегии развития образования Москвы до 2025 года.
Вопрос: зачем потребовалось, во-первых, предлагать новую стратегию, а во-вторых, директорам, а не ученым, браться за ее выстраивание?
По порядку. Можно ли сам факт обсуждения новой стратегии считать признанием положительных результатов реализации предыдущей (все задачи которой были выполнены), или это свидетельство появления новых (или акцентуализация старых) противоречий, которые требуют срочного решения? Убежден, что и то и другое.
Если говорить об итогах реализации программы развития столичного образования, то можно смело признать, что в своих основных параметрах она полностью реализована, а некоторые показатели даже превзошли ожидания. И массив подтверждений этого – результаты, которые Москва демонстрирует в этой сфере в последние годы. Выраженная в образовательных достижениях московских школьников, эта оценка – не только и не столько оценка системой самой себя, сколько взгляд со стороны: рейтинг результатов на федеральном и международном уровне по праву вводят наш город в число мегаполисов – лидеров по качеству образования.
Итак, основные задачи предыдущей стратегии выполнены, пришло время поставить новые, порождаемые новыми вызовами – как уже наступившего настоящего, так и стремительно наступающего будущего. Именно поэтому группа московских директоров попыталась дать прогноз развития образования до 2025 года, основываясь на анализе трендов в экономике в целом и на рынке труда в частности.
ПОТОК
Как искался выход из подобных ситуаций до сих пор? Всякий раз, когда система образования пыталась «соответствовать духу времени», в школьной программе появлялись актуальные, важные, новые школьные предметы («основы безопасности жизнедеятельности», «мировая художественная культура», «астрономия», а чуть раньше – третий час в неделю «физической культуры»). Но, обрастая новыми предметами, школьная программа вновь и вновь увеличивает нагрузку на ребенка – «старые»-то предметы пропорционально не сокращаются ни по времени, ни по содержанию. Ну не сокращать же математику-историю-географию: сразу получишь ярлык «разрушителя образования»! Те же перемены, которые все-таки происходят по инициативе конкретных учителей, крайне медленны и недостаточны: главное, что они, на наш взгляд, практически не учитывают новых научных данных – и это несмотря на грандиозное по скорости развитие технологий и обновление знаний о мире.
Решение многих из этих проблем, как мы предполагаем, может существенно облегчить цифровизация образовательного контента (который может обновляться в режиме реального времени – в отличие от ситуации с содержательным обновлением учебников, срок эксплуатации которых 5 лет, а переиздания с обновленным содержанием – еще реже), а также скорейшее создание всех необходимых и достаточных условий, при которых каждый ребенок мог бы самостоятельно выстраивать свою персональную образовательную траекторию. Пусть в новом куррикулуме будут представлены и обязательные, и элективные курсы – причем так, чтобы доля последних в старшей школе имела гораздо больший временной и содержательный вес в персонифицированной образовательной траектории ученика.
Для разрешения (преодоления) противоречия наша группа разработчиков предлагает использовать механизм ПОТОК (персонифицированная образовательная траектория в открытых группах переменного состава). Речь идет о том, что дети будут обучаться в разновозрастных и разных по числу участников группах, в том темпе, в котором каждый ребенок сможет продвигаться в соответствии со своими возможностями, мотивацией и т.д.
Точки РОСТа
Следующая проблема, которую можно решить в рамках предлагаемой нами стратегии – это проблема объективности школьного оценивания. Все знают, что нередко школьные отличники не могут найти себя и реализоваться в профессиональной жизни, а «слабенькие» и «середнячки» оказываются вполне успешными. И здесь дело ровно в неадекватности отметки, не более того.
Чтобы не быть голословным, приведу пример.
Ребенок несколько лет прожил с родителями в Великобритании. Вернулся в Россию, пришел в школу, в которой когда-то учились его родители. Через некоторое время ко мне на прием пришли родители и с негодованием объясняли, что их ребенок знает английский язык лучше учителя, но в журнале по итогам полугодия у него почему-то выходит «тройка». Мне не нужно было даже разбираться в ситуации, чтобы понять, почему. «Все просто, – сказал я им, – судя по всему, ваш сын не выполняет домашних заданий, поэтому и получает “двойки”». Проверили – так оно и было. Ситуация абсурдная, конечно. Но таких ситуаций – не одна.
Я убежден, что традиционная система оценивания результатов обучения – необъективна. Чаще всего выставляемая отметка – за прилежание.
Поэтому, например, более прилежные девочки обычно учатся лучше мальчиков, которые (как нормальные взрослеющие мужчины) постоянно проверяют границы возможного и дозволенного. Существующая система оценивания дезориентирует и самого ученика, и его семью. Поэтому мы говорим о том, что школа должна потерять монополию на оценивание достижений ребенка – тем более что не все его достижения она видит. Поэтому школа может (и, уверен, должна) стать интеграторам разных оценок, которые ребенок получает не только в школе, но и за ее пределами: в спортивных секциях, музыкальных школах и так далее. Тогда городская система образования превратится в центр сертификации тех организаций, которые работают на рынке образовательных услуг, и сможет действительно учитывать разнообразные оценки разнообразных результатов ребенка. Об этом – механизм РОСТ (распределенная оценка в системе талантов).
Урбошкола
Следующая задача, которую разработчики определяют как значимую, – обеспечение на территории всего города разнообразных мест, где ребенок сможет проявить и развить свои таланты. Это означает, что в шаговой доступности от места его фактического проживания должна возникнуть специальная образовательная инфраструктура.
Для этого предлагается механизм (под условным названием «Урбошкола»), консолидирующим элементом которого станут межрайонные советы директоров школ: здесь будет проектироваться образовательное пространство на территории нескольких районов города сразу. При этом каждая отдельная школа становится точкой входа в единую городскую систему образования, и все ее разнообразнейшие ресурсы становятся доступными ребенку и для проявления своих разнообразных талантов, и для выстраивания персонифицированной образовательной траектории.
Город-школа
Уже давно стала очевидной ненужность учителя как передатчика информации. Нужен учитель-навигатор, способный помочь ребенку разобраться в своей персонифицированной образовательной программе, нужен учитель-интегратор всех возможностей города на территории макрорайона в интересах конкретного ребенка, нужен учитель, который стал бы помощником ребенка в проявлении и развитии его талантов, нужен, наконец, учитель, который сможет стать надежной опорой семьи в воспитании ребенка.
Но для того чтобы в школе появились носители новых профессиональных ролей, необходимо создать условия для проявления учителей нового типа, учителей-лидеров. Потому что понятно, что ключевое условие и ключевой риск реализации стратегии находится именно в области кадрового обеспечения. О создании таких условий мы говорим в разделе «Город-школа».
Есть еще один важный вопрос: нужно ли сохранять достигнутый темп развития столичной системы образования, или, может быть, стоит замедлиться и осмыслить сделанное на предыдущем этапе? Глубоко убежден, что снижать темп точно нельзя, потому что важнейшие задачи, которые мы должны решить, реализуя стратегию, – это прежде всего адекватность школы современному обществу и даже более того: школа, система образования, на мой взгляд, должны опережать общественное развитие, быть на несколько шагов впереди!
Школа должна дать каждому своему выпускнику набор таких предметных, метапредметных умений и личностных компетенций, чтобы он был успешен в мире, которого пока не существует.Школа должна сохраниться как важнейший социокультурный институт, не просто обеспечивающий ребенка и подростка набором компетенций, а помогающий юному человеку стать личностью, ответственной по отношению к себе и своей роли в мире. Но для того чтобы быть обществу и всем его новым членам действительно полезной, школа должна измениться.