Без рубрики // Колонка

Три кита школы будущего

28 февраля 2018 года в Московском центре качества образования дан старт общественному обсуждению основных подходов к созданию и реализации стратегии развития московского образования на ближайшие семь лет.

Три кита школы будущего

Активные и эффективные руководители московских школ рассказали коллегам о своем видении развития московского образования, оценили настоящее состояние системы, обсудили основные задачи и предложили новые технологии для ее развития.

На мой взгляд, фундамент Школы будущего составят три кита: технологичность, ответственность, доверие. Надеюсь, читатели примут участие в обсуждении предлагаемых мной тезисов.

Технологичность. Скорость изменений окружающего мира практически во всех сферах нарастает, объем информации (я имею в виду не социальные сети, а информацию научного и прикладного характера) увеличивается так стремительно, что человек не успевает ее обрабатывать. Как следствие, перед школой стоят задачи, которые старыми методами решать невозможно. Нужны новые технологии: и педагогические, и технические. Технологии, которые позволят своевременно корректировать содержание и формы получения образования в соответствии с текущими изменениями в мире. Школа может стать сертификационным центром, который будет определять качество образовательного контента, своевременно реагировать на изменения, задавать вектор развития ребенка. Но можно ли говорить о том, что школа будет определять содержание образования? Да – и можно, и нужно. Это разговор о свободе школы. Но всегда, когда мы говорим «свобода», нужно помнить, что это ответственность.

Ответственность. Ответственность прежде всего перед государством. Как ни крути, а государственная школа выполняет государственный заказ. Ответственность перед выпускником, который в 2030-е годы окончит эту школу и выйдет во взрослую жизнь готовым адекватно и успешно реагировать на изменения в мире. Ответственность перед семьей, которая доверяет школе будущее своего ребенка. Вместе со свободой выбора образовательного контента и подходов в обучении школа приобретает качество модератора образовательного контента. Готова ли школа к этой новой роли? Еще одним основанием построения новой модели образования должно стать доверие.

Доверие. Доверие государства школе, доверие родителей школе, доверие школы технологиям. О чем это я? О том, что скорость модерирования в «ручном» режиме скоро будет отставать от скорости изменений в содержании контента и станет дополнительной нагрузкой прежде всего для учителя. Если предположить, что появится своего рода навигатор, в который учитель будет вводить исходные данные, условия обучения и желаемый результат, а на выходе получать варианты-пути достижения образовательных результатов, то это упростит техническую часть построения индивидуальной траектории ученика, позволит учителю сосредоточиться на самом ученике, его личности, его запросах. Родители, видя, что школа заботится о результатах их ребенка, а не о средней температуре по больнице, станут доверять такой школе. Государство, каждый гражданин которого реализуется и чувствует себя комфортно, станет доверять школе, которая готовит граждан к жизни.

От лирики к практике. Сегодня существуют технологии, которые реализуют теорию принятия решений при распознавании образов. Они реализовали научные работы Константина Владимировича Рудакова, доктора физико-математических наук, профессора, автора работ о синтезе корректных алгоритмов на основе эвристических информационных моделей. Эти технологии позволяют строить прогнозы в трудно параметризируемых системах, коей является система образования. Если сложится рабочая группа, способная сформировать педагогические задачи таким системам, то ответственная школа будет готова взять на себя роль сертификационного центра. Это сложная задача, но ее решение позволит школе «успевать» за изменениями мира и соответствовать запросам государства, работодателей, семьи, а главное – ребенка.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube