Действительно, новый проект ФГОС предлагает кардинальные изменения. Действующий стандарт нацелен на то, чтобы зафиксировать образовательные результаты и предоставить учителям определенную методические свободы в плане отбора различного учебного материала для достижения этих образовательных результатов.
В новом проекте делается попытка очень подробно описать образовательные результаты и в приложение к ним даётся учебный материал, который необходимо использовать для достижения таких результатов.
Сама по себе попытка сделать образовательные результаты более подробными по этапам обучения мне представляется прогрессивной, соответствующей общемировым трендам.
Это позволяет учителю увидеть полную и ясную картину, что и на каком этапе обучения будет контролироваться и каких результатов он вместе с детьми должен достичь.
Но явно излишняя регламентация учебного материала вызывает вопросы: например, почему духовную красоту русского крестьянина требуется постичь обязательно на материале рассказа Ивана Бунина «Лапти», а осознать бедственное положение животных на примере произведения Леонида Андреева «Кусака», но ни в коем случае не при изучении чеховской «Каштанки»?
Почему сначала надо изучать простые дроби, а не десятичные? Почему задана именно такая, а не другая последовательность изучения тем по химии?
То есть методические решения по компоновке учебного материала, которые раньше были отданы на усмотрение учителей, становятся заранее заданными и безальтернативными, единственно правильными.
Это также противоречит статье Закона «Об образовании в РФ», которая предусматривает методические свободы учителей боре учебного материала.
Однако, повторюсь, сам настрой на описание более подробных образовательных результатов – это правильный ход.