Многоступенчатый исламский образовательный процесс у нас в стране сложился не сразу. До XIX века уделялось внимание изучению исключительно Корана и богословия.
Позже мусульманские просветители пробовали совместить образование и религиозное воспитание. Утыз-Имяни, Абу Наср Курсави, Шихабеддин Марджани и другие делали попытки включить в программу медресе светские предметы.
После Октябрьской революции религиозное образование прекратило существование. К нему вернулись в 90-х годах.
Чему учит ислам
В Коране 720 раз говорится об изучении наук, стремлении к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию.
Ислам побуждает к знанию, воспитывает мусульман в почтении и уважении к учителям, если даже те не мусульмане.
Ученость, по исламу, предпочтительнее обрядов поклонения
«Достоинство ученого перед теми, кто поклоняется, подобно достоинству луны перед другими планетами», – говорится в высказывании пророка Мухаммада.
Исламская педагогика преследует ту же цель, что и другие религиозные и светские педагогические концепции: сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество.
Методы мусульманской педагогики просты. Ислам советует быть добрыми и простыми в общении с детьми, справедливыми и милосердными, проявлять любовь и понимание, показывать личный пример и не смешивать строгость с суровостью.
Что скажет школа
Об исламском просвещении и светском образовании говорим с Рушаном Рафиковичем Аббясовым, первым заместителем председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ.
– Какова структура современного мусульманского образования в России?
– На сегодняшний день сформировалось многоуровневое исламское образование. Начальные знания по исламу получают в «воскресных школах» при мечетях и молельных домах.
В медресе и мусульманских колледжах обучают будущих имамов, муэдзинов и преподавателей воскресных школ.
Исламские университеты наряду с религиозными программами реализуют государственный образовательный стандарт по теологии на базе бакалавриата.
В 2017 году открыла двери Болгарская исламская академия в Татарстане. По окончании выпускникам присваивается степень магистра и доктора по исламскому богословию.
– Едины ли российские мусульмане в каноническом отношении? Как это влияет на образовательный процесс?
– В России три признанных федеральных центра мусульман: Совет муфтиев России, Центральное Духовное управление мусульман России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, которые объединяют Духовные управления мусульман в регионах. Каждый из них курирует собственные учебные образовательные центры всех ступеней образования, за исключением послевузовского направления. Эти организации входят в Совет по исламскому образованию, в котором разрабатываются и принимаются общие мусульманские образовательные стандарты и программы.
– Достаточно ли мусульманину знать свою религию? Нужно ли повышать профессионализм?
– Ислам – социально ориентированная религия, которая категорически не приемлет отрешения от мира и общества. Ислам призывает к всестороннему образованию, не ограничивается богословскими дисциплинами.
«Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и мусульманки», – заповедал пророк Мухаммад.
– Как развиваются и кем спонсируются исламские образовательные проекты в России?
– Разработана правительственная программа по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Она уже несколько лет успешно реализуется во многих высших учебных заведениях. Среди них МГУ, СПбГУ, Казанский, Северо-Кавказский федеральные университеты и другие.
Большое содействие исламскому направлению образования оказывает Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Однако многие образовательные проекты осуществляются за счет собственных средств мусульманских организаций и частных благотворителей.
– Что Вы думаете об интеграции ислама в школьное образование?
– Изучать какую-либо религию детально в общеобразовательной школе — излишне. На мой взгляд, лучше сделать акцент на одном из модулей ОРКСЭ – «Основы мировых религиозных культур», рассказывая больше о культуре и традициях разных народов, воспитывать детей в духе добрососедства и веротерпимости.
Изучать основы религии следует в специальных учебных центрах под руководством представителя общины.
– Правильно ли освещается курс ислама в светских учебных заведениях?
– Ислам изучается в школе в рамках курса по выбору «Основы религиозных культур и светской этики», в разделах предмета истории, в гуманитарных институтах и университетах. Часто преподаватели и некоторые учебные пособия искажают сведения об исламе, иногда дают заведомо ложную информацию. Это недопустимо. Хорошо к подготовке курсов по исламу привлекать мусульманских ученых и богословов. Они помогут исправить ошибки.
– Помогает ли радио и телевидение в освещении вопросов исламского просвещения и светского образования?
– До сих пор мусульманской общине не отводится специального эфирного времени на федеральных теле- и радиоканалах. В 2015 году закрылась единственная десятиминутная программа «Мусульмане», еженедельно выходившая на канале «Россия 1». Теперь нам предоставляют эфир только два раза в год – для прямой трансляции праздничных богослужений.
Но мы нашли другое решение: запустили официальный интернет-канал Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации «Муслим ТВ». Но этого мало. Нужно больше программ по истории и культуре ислама, укрепляющих мирные межрелигиозные и межнациональные отношения.
– Какие еще проблемы исламского образования, на Ваш взгляд, до сих пор не решены?
– Мало квалифицированных педагогов по исламу. Отсутствуют современные учебные пособия на русском языке. Недостаточное материально-техническое оснащение образовательных центров.
– Какие учебно-просветительские проекты планируете осуществить в ближайшем будущем?
– Серию открытых лекций по исламской культуре, выпуск мусульманской научно-популярной литературы и исламское дистанционное образование.