Играла домра. Да, да, именно играла, пела, звучала. Сама. Такое ощущение, что никого больше на сцене не было: ни домриста, ни музыканта, аккомпанирующего ему на фортепиано. Из-под пальцев юного исполнителя классической музыки лился удивительный звук, манил за собой и уносил куда-то далеко мои мысли...
Незабудка
Концерт в колледже им. Шопена. Гавриил играл «Незабудку» Аренского. (Название пьесы, кстати, под стать незабываемому исполнителю!) Тогда, после концерта, музыкант показался мне не очень разговорчивым. Но позже, когда нам довелось встретиться еще и еще раз, все вышло совсем наоборот.
Во время общения я заметила, что Гавриил находит общий язык с людьми самых разных возрастов. Больше всего он любит беседовать в кругу семьи, когда в их доме собирается много гостей. С друзьями он говорит о музыке, искусстве и просто обычных делах, о жизни вообще.
Сцена - это жизнь
Этого удивительного юного музыканта можно услышать на таких известных музыкальных площадках Москвы, как Концертный зал РАМ имени Гнесиных, залы Московской консерватории им. П.И. Чайковского, Концертный зал Павла Слободкина, ЦДРИ, Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки и многих других.
Лауреат многочисленных международных, всероссийских и городских фестивалей и конкурсов, Гавриил часто выступает как в роли солиста, так и в составе ансамблей и оркестров, колесивших не только по городам нашей страны. Недавно, в апреле, вместе с другими стипендиатами фонда «Новые имена» он ездил в Германию, на Форум русской культуры.
Несмотря на то что ребята давали по два-три концерта в день, все это, как говорит Гавриил, их не утомило, наоборот:
«Мы чувствовали себя настоящими желанными артистами, которые в любой момент готовы с радостью поделиться своим искусством со зрителями».
Кроме того, Гавриил любит делиться своими впечатлениями о людях, с которыми знакомится во время гастролей. И не всегда это музыканты. Так, например, в этот раз запомнился ему пожилой немец, в доме которого они остановились. «Жили мы у учителя английского языка местной школы, - рассказывает Гавриил. - Он был очень добрым и внимательным к нам».
Конечно, это не первый выезд с концертом за пределы России. До этого Гавриил уже был за границей - играл в Карнеги-холл (США, Нью-Йорк). Домой вернулся с дипломом лауреата международного американского конкурса «Crescendo сompetition - 2015».
Душа и струны
- Как так получилось, что ты стал заниматься музыкой? Ты сам выбрал это направление для себя? Или, как говорят многие дети, «мама сказала, она так решила»?
- Конечно, сам. Правда, когда я шел на прослушивание в музыкальную школу, думал, что буду играть на гитаре или аккордеоне. Но выбрал домру.
Мы с мамой много раз ходили на концерты классической музыки. Оттуда все и началось.
В репертуаре Гавриила большое количество произведений различных жанров и стилей. Но я не удержалась и задала стандартный вопрос:
- Какую музыку ты любишь: тебе ближе классическая или какая-то другая?
- Больше всего я люблю классическую музыку, особенно скрипичную, в переложении для домры или мандолины. Играю и Паганини, и Вивальди... Люблю русских классиков - Балакирева, Бородина, Прокофьева, Римского-Корсакова.
- А бывает так, что тебе предлагают сыграть то, что откровенно не нравится? Вкладываешь ли ты в такие пьесы душу?
- Такого еще не было. Я и мой любимый учитель как бы настроены на одну волну и имеем один музыкальный вкус на двоих. По крайней мере все произведения, которые она предлагала для исполнения, представлялись мне сложными и интересными. Каждое из них поднимало меня на следующую ступеньку по музыкальной лесенке.
- Я знаю, что в 2016 году ты успешно прошел отбор на получение статуса «Одаренные дети» и включен в число профориентированных учащихся музыкальной школы им. А.П. Бородина. Как ты относишься к тому, что тебя называют «одаренным ребенком»? Что это значит для тебя?
- Никак не отношусь. Просто продолжаю учиться дальше.
Я привык думать о домре, о тех композициях, которые играю...
- Я слышала, что ты успешно выступаешь на конкурсах и городских концертах по классу «Общее фортепиано». Кроме домры и фортепиано, есть ли такой инструмент, который бы ты хотел освоить?
- Да. Это мандолина. Я уже начал осваивать этот волшебный инструмент, который, на мой взгляд, является итальянским родственником нашей домры.
- Она теперь заменит тебе домру?
- Вовсе нет. Просто она мне нравится, у нее совершенно другой звук, но не лучше и не хуже домры. Она просто другая.
- Что касается общеобразовательной школы... ты любишь там учиться? Есть ли у тебя любимые предметы? Если есть, то какие?
- Да. Я люблю географию, черчение, геометрию. Занимаюсь этими предметами дополнительно, сверх программы. Мне нравится их изучать.
- А чем ты увлекаешься еще, помимо музыки?
- Раньше я собирал коллекцию транспортных билетов. На сегодняшний день у меня их больше тысячи. Многие из них мне подарила моя бабушка Амина, которая последние годы своей жизни много путешествовала, выступая на конференциях и привозя мне приветы со всех уголков мира.
Сейчас я интересуюсь нумизматикой. Старинные монеты вызывают у меня интерес к истории.
Собирая их, я невольно погружаюсь в мир той или иной страны или в конкретную эпоху. Это очень интересно. А еще я люблю ловить рыбу.
- Вот так поворот! А где ты ее ловишь?
- Где есть водоем, туда и иду, - шутит Гавриил. - Но вообще-то, летом в деревне, конечно. А во время учебного года в Москве иногда выхожу рыбачить на Москва-реку или в Кузьминский парк.
- Можно ли узнать о твоих планах на будущее? Собираешься ли связать свою жизнь с профессиональным занятием музыкой или выберешь другую профессию?
- После окончания школы я собираюсь и дальше учиться музыке, мечтаю стать музыкантом, выступать. Попутно мне хочется научиться изготавливать музыкальные инструменты: домры, балалайки... Недавно я был в такой мастерской, видел процесс работы. Это здорово!
Дары Эвтерпы: творческая кровь
И все-таки одними стараниями, по-моему, путь к звездам не выложишь. Еще Л. Толстой обращал внимание, сколько значит для человека его род, знания и таланты предков. И в этом смысле у Гавриила действительно уникальная семья. Только все они не музыканты, но носители высокой культуры и искусства.
Мама Гавриила, Татьяна Лазарева, - художник, иллюстратор, дизайнер-график. Некоторые ее картины («Мысли», «Единомышленники», «Очкарики» и др.) известны посетителям художественных выставок Москвы и Санкт-Петербурга. Некогда она участвовала в создании декоративных макетов для спектаклей театра РАМТ, Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. А кроме прочего, является создателем оригинальных игрушек и игр для детей, например, детского конструктора «Гарива».
Мама Гавриила - Т.Лазарева.
«Мои родители, бабушка и дедушка Гаврилы, инженеры, - говорит мама музыканта. - Видимо, поэтому и у меня, и у сына помимо художественного видения развито конструктивное мышление, которое помогает и в понимании музыкальных форм».
Умение передавать тонкие ощущения, художественным языком выражать свои мысли (и не обязательно свои!), несомненно, передалось от родителей сыну. И проявилось это не только в музыке. Если человек поэтичен, то он поэтичен во всем. Так, Гавриил очень любит посещать мастерские кафедры художественной керамики и стекла Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, где преподает его папа.
Неправду говорят, что под одной крышей более чем одному таланту не ужиться! Отец и сын прекрасно понимают друг друга. «Удивляюсь, насколько легко ему даются выступления, - говорит художник-керамист, куратор уникального Международного керамического симпозиума Высокого огня в Гаврилов-Яме (Ярославская область) Виктор Николаев. - Помню себя в детстве (я учился играть на скрипке): как выходить на сцену - у меня поджилки трясутся...»
Папа Гавриила - В.Ю. Николаев.
Но более всего на юное дарование оказала влияние, скорее всего, бабушка (по папиной линии) - Амина Абдулаевна Газизова, доктор филологических наук, автор учебных пособий и программ для вузов и колледжей.
Несмотря на то что она ежедневно была сильно занята (преподавала в педагогическом университете), всегда соблюдала главное правило их семейной традиции, которое установила сама: раз в неделю она выделяла день, в который целиком посвящала себя внуку.
Вместе они гуляли, ходили по музеям, концертным залам и много общались. Как говорит Гавриил, это правило она никогда не нарушала до последних дней своей жизни. И сейчас ему очень не хватает этого чуткого и по-настоящему близкого человека.
Не случайно именно такой, теплой и безумно интересной, запомнилась ему бабушка. Ведь она - потомок великого учителя, знаменитого педагога и мыслителя своего времени - шейха Зайнуллы Расулева (1835-1917 гг.) и наследница культуры старинной казанской династии Ахмеровых-Мамлеевых!
Возможно, от нее передалась эта неуемная любовь к звуку, ко всему прекрасному, это движение в музыку, мир творчества как волшебства.
Обучение музыке, как говорила бабушка Гавриила, это обязательная часть воспитания, так было принято во всех интеллигентных семьях, царских, дворянских и других.
Амина Абдулаевна и сама прекрасно музицировала. Часто дома она играла на фортепиано, вдохновляя к творчеству своего мужа - художника Юрия Филипповича Николаева. А тот и сам тоже любил поиграть... на флейте.
В 2019 году, поделились секретом родственники, планируется выставка его работ, которая пройдет в Краеведческом музее поселка Хвойная Новгородской области, где он проводил летние месяцы, много творил и вдохновлялся. А в его юбилейный 2020 год (тогда бы ему исполнилось 80 лет) - в Москве.
И, конечно же, весь этот родовой багаж не увенчался бы успехом, не будь рядом душевных и талантливых учителей.
Учитель - второй родитель
О своей учительнице из музыкальной школы имени А. П. Бородина, почетного работника культуры города Москвы Марине Анатольевне Исаевой, Гаврила отзывается как о духовном ориентире, «маме» в мире музыки, которая «рассказывала разные истории, чтобы поближе познакомить маленьких учеников с этим волшебным инструментом».
«Однажды она сказала нам: „Чтобы почувствовать инструмент и хорошо играть на домре, нужно ее обнять!“»
Гавриил так и сделал. Когда они с мамой вечером вернулись домой после занятий, он достал домру из чехла, сел на стул и обнял ее. «Мои руки и голова удобно легли на корпус инструмента. Я закрыл глаза и не заметил, как уснул. Так мир музыки принял меня в свои объятия», - улыбаясь, сказал домрист.
Но есть у Гаврилы еще один близкий друг, без внимания, теплоты и профессионализма которого голос домры не был бы так звучен. Это любимый концертмейстер - Любовь Дмитриевна Каткова. По словам Гавриила, взаимопонимание и доброжелательность между педагогом, концертмейстером и учеником создают атмосферу теплоты, любви и вечной музыки.