Прежде всего Depp подчеркивает, что не пытается оценивать саму систему приоритетного обучения, поскольку она введена сравнительно недавно – с начала 2015 учебного года; речь идет лишь о подведении промежуточных итогов.
Первый вывод, который можно сделать: в коллежах усиленного приоритетного обучения 3 учащихся из 4 – выходцы из самых неблагополучных в социальном плане семей. В начале 2017 учебного года в систему приоритетного обучениявходило 6700 начальных школ,а также 1097 коллежей (365 из них относятся к усиленному приоритетному обучению REP+).
При этом, по данным Управления, в 9 из 10 коллежей усиленного приоритетного обучения более 60% учащихся происходят из социально неблагополучных семей, тогда как в обычных коллежах таких всего 6%. «В среднем, в коллежах приоритетного и усиленного приоритетного обучения большинство учащихся выходцы из неблагополучных семей: у 75% родители – рабочие или безработные, тогда как в обычных коллежах таких всего 39%.
В то же время учителя, преподающие в системе приоритетного обучения, в среднем моложе, к тому же их стаж в одном коллеже обычно невелик, что «указывает на значительную текучесть кадров». По данным Depp, в 2016–2017 годах у 45% преподавателей, работающих в системе приоритетного обучения, преподавательский стаж составлял 2 года и меньше, тогда как в других государственных коллежах доля педагогов с таким же стажем – 33%.
«В целом, педагоги в системе приоритетного обучения моложе, чем в других государственных учебных заведениях: возраст 38% педагогов в системе усиленного приоритетного обучения – 35 лет или меньше, доля педагогов этой возрастной группы в системе приоритетного обучения – 36%, тогда как в обычных учебных заведениях она составляет 22%.
В то же время Depp констатирует, что ученики коллежей усиленного приоритетного обучения учатся хуже: «При переходе в 6 класс (первый класс коллежа) 1 из 5 учащихся отстает в учебе, и в целом базовые знания и навыки у таких подростков менее прочные». Они чаще остаются на второй год: в 2017–2018 годах доля неуспевающих учеников при переходе в 6 класс в системе усиленного приоритетного обучения составляла 16,8%, приоритетного обучение – 13%, в обычных учебных заведениях – 7,4%.
Кроме того, учащиеся коллежей усиленного приоритетного обучения хуже сдают экзамены на аттестат зрелости: здесь испытания успешно проходят ¾ учащихся, а вне системы приоритетного обучения – 9 из 10 подростков. Также данные Depp позволяют утверждать, что учащиеся коллежей усиленного приоритетного обучения реже поступают в общий или технологический лицей и чаще в профессиональный лицей или обучаются ремеслу (получают сертификат профпригодности).
При этом в учебных заведениях приоритетного обучения действительно созданы благоприятные условия: так, соотношение между числом учеников и количеством классов в усиленном приоритетном обучении составляет 21,1; в приоритетном – 22,2; в обычных учебных заведениях – 25, 1.
В коллежах приоритетного обучения несколько выше и другие показатели «сопровождения» учащихся, причем с тех пор как было уменьшено число учеников в подготовительных классах усиленного приоритетного обучения, эти показатели только улучшились.
Перевод Александры Ратай