В России не переведено ни одной его книги, хотя работают приверженцы его метода, и существует фестиваль «Театра угнетённых». Как справедливо пишет театровед, исследующая проблемы горизонтального театра, Ника Пархомовская, дело не в государственной цензуре, а в скептическом отношении отечественного профессионального театра к социальным и образовательным проектам.
Аугусто Боаль (1931–2009) – бразильский режиссёр и общественный деятель. Своим главным учителем в театре он считал Бертольда Брехта, в психологии – Зигмунда Фрейда. Но основа его метода родилась под влиянием педагогической теории и практики Пауло Фрейре.
В 1973 году после военного переворота и тюремного заключения Боаль был выслан в Перу, где образовательная программа опиралась на Фрейре (1921–1997). Педагогика Фрейре строилась по принципу диалога, именно этот принцип и стал основным для Боаля. Фрейре более всего известен своей работой «Педагогика угнетённых». Написанная в 1968 году книга призывает изменить отношения учеников, учителей и общества. Прежде всего, ученики должны перестать рассматриваться в качестве «пустых банковских ячеек» или «копилок», в которые учителя закладывают нужные с их точки зрения или с точки зрения общества знания. Вместо этого Фрейре предлагает ученикам и учителям стать со-творцами знания, критически осмысливать как форму, так и содержание образовательного процесса, не приспосабливаться к обществу, а менять его.
Уже давно экспериментировавший в области политического театра Боаль увлекся социальным театром. Он ввёл термин spect-actor (вместо привычного spectator – зритель), настаивая, что идеальный зритель способен войти в спектакль как участник. Принцип «Не согласен? Предложи другой вариант!» ляжет позже в основу изобретенного им театрального метода.
Боаль разрушает четвертую стену. Театр для него – не место, а способ трансформации общества. Участником форума может стать любой. Принципиально наличие базовой истории, которую сначала разыгрывают по заранее придуманному сценарию, а потом переигрывают в соответствии с представлениями зрителей. Тема всегда имеет отношение к какой-то из социальных проблем и так или иначе связана с угнетением. Целью форума является преодоление этого угнетения, то есть коллективный или индивидуальный поиск выхода из сложившейся ситуации.
Для того чтобы стать полноправным субъектом действия, по Боалю необходимо узнать свое тело, освоить его язык, и начать на нем говорить.
Боаль увидел несколько шагов, превращающих зрителя в спект-актёра:
- Осознание тела.
- Создание экспрессии тела.
- Использование театра как языка.
- Использование театра как высказывания (дискурса).
- Джокер – это персонаж, который находится между зрителями и актерами. В самом начале он подогревает публику несколькими упражнениями, иногда говорит со зрителем на тему будущего спектакля. Затем он модерирует форум. Зрители предлагают решения, а он помогает актёрам понять, чего хочет зритель и выполнить это. Он помогает зрителю выйти на сцену. В конце форума суммирует предложенные варианты решения проблемы.
- Протагонист – это потерпевший, угнетённый, которому не дают реализовать его цель.
- Антагонист – это тот, кто является угнетателем. Эти два персонажа центральные фигуры спектакля. На конфликте этих двух героев строится весь сюжет.
- Трихоганисты – это свидетели конфликта, помощники антагониста либо сочувствующие протагониста.
В форум-театре есть следующие роли: Джокер, антагонист, протагонист, трихоганисты.
В форум-театре сюжет спектакля создается по определенной структуре: протагонист сталкивается с жизненными трудностями, но ему не удается успешно решить проблемы. Разыгранная история всегда обрывается на пике конфликта, с тем, чтобы спровоцировать зрителей на резкую спонтанную реакцию. После просмотра зрители обсуждают каковы причины этой ситуации. Можно ли сказать, что эта проблема является типичной в обществе, то есть с ней сталкивается большое количество людей? Какие культурные, законодательные, социальные нормы создают или поддерживают эту проблему?
Зритель в определённый момент должен выйти на сцену, заменить одного из актеров и показать свою жизненную стратегию для решения предложенной проблемы. После каждого такого вмешательства – интервенции – джокер модерирует обсуждение предложенной стратегии.
Джокеру следует быть опытным специалистом. Желательно, чтобы он имел педагогическое, психологическое или режиссерское образование, потому что именно он организует процесс и отвечает за результат. Но при этом он постоянно сохраняет позицию модератора, никогда не выдвигаясь в позицию лидера.
Главные труды Боаля: «Театр угнетенных», «Радуга желаний: метод театральной терапии Боаля», «Игры для актёров и не актёров».
Источники:
- Загорская И.А. Форум-театр – интерактивная техника групповой работы. Журнал «Практическая психология». №2(38), февраль 2015.
- Корнильцева Валерия. Аугусто Боаль, или театр для всех. Любимовка, фестиваль молодой драматургии. Опубликовано: 18 сентября 2017
- Лачинова Вера. Театр Угнетеных. Гендер и развитие.
- Мухина Ада. Copyright: Goethe-Institut Russland. «Шляпа» и другие истории Театра угнетённых. Журнал КуБи (KultureIIe Bildung – Культурное просвещение. Диалог России и Германии). Октябрь 2016.
- Пархомовская Ника. Аугусто Боаль и «Театр угнетённых». Журнал Театр №24–25, 2016.
- Салахова Яна. О методике театра угнетенных. Театр для діалогу.
- Чистякова Екатерина. Метод Боаля: театр и терапия. Психологи на b17.ru.
- Театр угнетенных Агусто Боаля.