– Евгений Александрович, с чем связана необходимость введения должностей старшего и ведущего учителя в школах?
– Это долгая история, поэтому начну издалека. Еще в 2013 году был принят профессиональный стандарт «Педагог», который отвечал на вызовы современности, потому что очень многое к тому моменту изменилось.
По данным Союза педиатров, у нас всего лишь 12% здоровых детей, у остальных есть те или иные проблемы.
Причем на первый план выходят психоневрологические отклонения.
Поэтому в профессиональном стандарте особое внимание уделяется психолого-педагогическим компетенциям, поскольку сейчас мало быть просто учителем географии, математики, биологии – нужно понимать, с каким контингентом работаешь.
Апробация нового профстандарта все это время шла в 24 регионах, причем мы, авторы, просили не торопиться с массовым внедрением
Нельзя с педагогов требовать того, чему никто никогда их не учил ни в педвузах, ни в институтах повышения квалификации.
Но спустя некоторое время президент поставил задачу сделать разноуровневый профессиональный стандарт для педагогов, стимулируя их повышать качество работы. Речь шла не о вертикальном профессиональном росте, который понимался как рост административный (условно говоря: завуч – директор школы – министр образования), а о горизонтальном – в рамках учительской профессии.
Хочу сразу опровергнуть миф о том, что стандарт будет отменяться или кардинально переписываться. Нам надо было перевести профессиональные педагогические компетенции на язык обобщенных трудовых функций для введения новых должностей. Подчеркиваю – должностей, а не званий.
Все звания – Заслуженный, Народный учитель – остаются, их никто не отменяет.
К сожалению, их присваивают, как правило, пожилым людям. Но если мы хотим продвижения для молодых учителей, достигших высот в своей профессии, то их тоже надо поддерживать.
– Кто может претендовать на должности старшего и ведущего учителя?
– Старший учитель – это тот, кто владеет передовыми педагогическими практиками. Он может провести эффективный урок в классе со смешанным контингентом, где наряду с обычными обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Такого учителя я бы сравнил с «играющим тренером»: он сам умеет плавать и может научить этому других.
Вторая должность – ведущий учитель, или учитель-наставник, обладающий всеми компетенциями старшего учителя, но, кроме этого, он выступает в роли интегратора, то есть объединяет усилия педагога, логопеда, дефектолога, других специалистов и родителей для решения проблем детей, имеющих особенности развития.
– Предусматриваются ли доплаты этим специалистам?
– Конечно, устанавливая эти должности, мы думали и об улучшении финансового положения учителя, о доплатах за дополнительные функции.
Напомню, что ради выполнения майских указов президента средняя зарплата учителей доводится до средней по региону зачастую за счет непомерных нагрузок, что приводит к откровенной халтуре.
При двойной ставке учитель математики должен проверить 10 тысяч ученических работ в месяц, а это нереально! Но часы заставляют брать, в противном случае учитель будет уволен, поскольку он портит общую статистику. А после введения новой системы педагог вправе взять нормальную нагрузку, а за должность старшего или ведущего учителя он получит доплату. Таким образом, мы сохраним специалистов, которые готовы работать качественно и способны научить этому своих коллег.
– Потребуются ли изменения в Закон «Об образовании в РФ» в связи с введением новых должностей?
– Важный момент заключается в том, что по Закону «Об образовании в РФ» составление штатного расписания относится к полномочиям школы, поэтому для установления новых должностей не потребуется вносить изменения в закон.
Если школа может и готова, она имеет право вводить эти должности.
– Иными словами, назначает директор. Как избежать субъективных решений?
– Это очень тонкий вопрос, который пока находится на стадии решения. Пока, конечно, назначение будет отнесено к полномочиям директора школы, и нам остается полагаться на его здравомыслие и объективность. Но в будущем возможны изменения к лучшему. Поясню, какие.
Я возглавляю общественную ассоциацию «Педагог XXI века», задача которой – внедрение профстандарта, а со временем, я надеюсь, проведение общественно-государственной аттестации.
В составе этой организации – победители конкурсов «Учитель года» и вообще специалисты высокого класса. Этим людям можно доверить контроль за такой ответственной процедурой.
Например, в США существует Ассоциация психотерпевтов, и раз в два года представители этой профессии проходят проверку у своих авторитетных коллег. То же самое касается учителей математики, которые сдают профессиональные экзамены в своей профильной ассоциации.
И само профессиональное сообщество заинтересовано в том, чтобы специалисты были высококлассные.
Хочу заметить, что должности, в отличие от званий, устанавливаются не навсегда.
Человек подписывает трудовой договор, и в случае невыполнения возложенных на него обязанностей трудовой договор может быть расторгнут. Это станет стимулом для ответственного выполнения новых функций.