16 ноября исполнилось 73 года организации, способствующей диалогу между странами. В этот день в 1945 году был подписан указ о создании ЮНЕСКО – учреждении ООН по вопросам культуры, образования и науки.
По случаю этого события в Международном институте планирования образования ЮНЕСКО прошли онлайн стратегические дебаты. Два бывших министра высказались о проблемах и возможных перспективах образовательной политики в Италии и Франции.
О спикерах
- Стефания Джаннини – бывший министр образования Италии, ныне помощник генерального директора по образованию в ЮНЕСКО (то есть высшее должностное лицо Организации Объединенных Наций в области образования).
Стефания Джаннини посвятила свою карьеру поощрению образования как основного права человека обучаться на протяжении всей жизни: осваивать язык, культуру, свободно выражатьсобственное мнение, обретая самобытность. Все это, по ее мнению, необходимо для развития более совершенного и равноправного общества.
В 1992 году благодаря академической подготовке в области гуманитарных наук (PhD in Linguistics) она стала профессором лингвистики, а в 2004–2012 гг. – ректором Университета для иностранцев Перуджи (при этом одним из первых молодых женщин-ректоров в Италии!).
С июля по декабрь 2014 года председательствовала в Совете по вопросам образования и конкурентоспособности Европейского союза.
Стефания Джаннини работала над тем, чтобы повысить значение творчества, культурного наследия и инноваций как инструментов диалога между различными группами населения в целях предотвращения радикализации и экстремизма.
В качестве сенатора Республики Италия (с 2013 по 2018 гг.) и министра образования (с 2014 по 2016 гг.) она разработала и внедрила структурную реформу итальянской системы образования. Целью этих нововведений была социальная интеграция и просвещение в области культуры.
Наджад Валло-Белкасем – бывший министр образования Франции. С 2018 года – заместитель генерального директора, отвечает за международные исследования и социальные инновации в Ipsos Group; возглавляет агентство Raison de plus в издательстве Fayard.
Юрист по образованию. Ее первая должность – помощник юриста в юридической фирме при государственном совете, Верховного суда Франции по вопросам административного правосудия.
В начале 2000-х гг. она начала карьеру в местной политике и провела несколько выборных кампаний, включая выборы регионального советника Рона-Альпы (с 2004 по 2008 гг.), отвечающего за культурную политику.
В 2008 году она стала генеральным советником Рона и советником городской общины Лиона.
С 2008 по 2012 гг. Валло-Белкасем занимала должность заместителя мэра Лиона, отвечающего за организацию мероприятий молодежных и общественных организаций.
На национальном уровне она была представителем кандидата в президенты Франции Сеголен Руаяль в 2007 году и Франсуа Олланда в 2012 году.
В мае 2012 года Наджад Валло-Белкасем назначили министром по правам женщин и представителем правительства.
Затем она стала министром молодежи и спорта. А с 2014 по 2017 гг. возглавляла министерство национального образования, высшего образования и исследований.
Что значит быть министром
Стефания Джаннини:
– Я не знала, что такое быть министром. Но сейчас могу сказать, что эта должность очень опасна, намного опаснее, чем плавать в бассейне, кишащем акулами. И я не шучу! Ведь если ты взялся за образование целой страны, то так или иначе затрагиваешь судьбу каждого человека. Честно признаюсь, я этим заболела.
Образование – одна из ключевых сфер деятельности общества. Оно дает нам возможность понимать мир вокруг, найти себя в этом мире, узнать ближе людей. Я не представляла, что это будет настолько опасная работа, но мы выжили (смеется).
Я поняла для себя: образование – основа всего.
Вывести обсуждение образовательных проблем страны на международный уровень очень сложно, так как нужно решать много задач. Для преодоления этих сложностей существуют европейские сообщества, институты, организации, благодаря которым мы можем глобально дискутировать о существующих вызовах.
Наджад Валло-Белкасем:
– У любого министра, не только просвещения, невероятно большое количество задач и катастрофически мало времени на их решение.
Когда я стала министром образования Франции, боялась представить, как можно учесть мнения 65 млн людей.
Но нам важно учитывать общественное мнение, даже если оно не всегда совпадает с мнением государственных служащих.
Мы взялись за просвещение развитого государства, хотим его совершенствовать, внедрять что-то новое и при этом сохранять существующее.
О задачах образовательной политики
Оба министра вступили в должность в 2014 году. Это был период переоценки итогов развития образования, эпоха внедрения новых механизмов устойчивого развития. Но повлияло ли обсуждение глобальных задач на образовательную политику Италии и Франции?
Стефания Джаннини:
– Что касается моего министерства, моей страны, для нас было важным запустить процесс включения большинства элементов в развитие самой системы образования. Я сейчас говорю о гражданах, об образовательных единицах, которые вместе формируют национальное образование.
Италия – разноликая страна, в каждом ее городе люди живут по-своему, что мы можем наблюдать и в школьной системе, например. Есть существенные различия и даже неравенство.
Для нас было важным преобразовать школьную систему в более открытую, сделать ее инклюзивной. Школа должна быть прозрачна. Я имею в виду то, что учителя и многие дети не имеют представления о том, что происходит за пределами класса и школы.
Мы пытались понять, почему такое происходит и как бороться с концентрацией внимания учителей на более узких задачах, и сделали вывод.
Основная задача правительства страны – создать инклюзивное и равноправное общество, дать возможность детям, педагогам выйти за границы стандартов.
Также нужно максимально подключить семьи, родителей в этот процесс.
Наджад Валло-Белкасем:
– Соглашусь со Стефанией, так как во Франции происходило то же самое. И это моя головная боль. Необходимо донести до людей насущные проблемы страны и пытаться их решить внутри государства.
Наша цель – устойчивое образование. Качественное образование необходимо, как вода и еда для голодающих в Африке. Поэтому мы дискутируем, наблюдаем за тем, что происходит в других странах. Затем разрабатываем план развития образования. Но нас либо одобряют, либо ругают и осуждают.
О реформах
Стефания Джаннини:
– Это был очень амбициозный проект, наверное, даже слишком, так как в образовании нужно принимать во внимание многие вещи, особенно когда что-то планируешь и хочешь ощутить результат.
В Италии появилась система постоянного совершенствования педагогов.
Мне удалось побороться за это! Качественная подготовка учителей и педагогов напрямую зависит от условий работы, от возможности постоянно освежать свои знания и навыки.
Знание – это не то, что выучил в университете и на всю жизнь, оно требует пополнения, умения его применить в различных сферах жизнедеятельности. Для этого мы проводим тренинги, стажировки, реализуем различными способами образовательные программы в детских садах, школах, университетах, образовательных центрах.
У педагогов есть тьютор, который работает с ними на постоянной основе. Еще важный момент.
Мы создали открытую школу для общества.
В этом нам очень помогают общественные институты.
Кстати, у нас был интересный проект с одной компанией, которая занимается археологическими раскопками: 15 школ принимало участие в этом, ученики, учителя, администрация – все были одной командой профессионалов в области археологических изысканий. Однако если дети были довольны проектом, то учителя – не очень, а общественное мнение и вовсе оказалось против этого.
Наджад Валло-Белкасем:
– Когда я стала министром образования, то удивилась, что мои коллеги, подопечные обсуждали огромное количество вопросов, но никто из них не затронул тему будущего наших детей.
Каждый день я общалась примерно с пятьюдесятью людьми, мы работали вместе, совещались и спорили, но за первые две недели моего срока я так и не услышала от них слова «дети».
В 2012 году образовательные результаты во Франции были, мягко говоря, плохими: 100–140 тыс. школьников и студентов бросали школу и университеты и уходили ни с чем в жизнь. К 2015 году ситуация заметно улучшилась.
Цель моей реформы – полностью изменить педагогические методы обучения.
Все школьники, студенты должны получать одинаково качественное образование. Поэтому мы реформировали приоритетное образование, среднюю школу, пересмотрели учебный план для детей от 6 до 15 лет и ввели междисциплинарное практическое образование.
Нам удалось модернизировать систему так, чтобы дети выходили из школы с одинаковым багажом знаний.
Профсоюзы педагогов: реакция на реформы
На эту тему оба министра рассуждают почти одинаково.
Во Франции и в Италии образовательные профсоюзы – одни из самых консервативных органов. Учителя предпочитают сохранить сложившуюся модель образования хотя бы потому, что боятся рисковать. Любое изменение – это риск, поначалу ничем не оправданный.
Учителей тоже можно понять, ведь они будут делать так, как им скажет руководство, в чьих руках вся власть. Соответственно, весь удар приходится на них. Но когда изменения происходят в лучшую сторону, первыми их на себе ощущают учителя.
Некоторые из педагогов радуются нововведениям, другие высказываются против любого рода экспериментов.
Министрам важно учитывать мнение всех, не ущемляя права и оппозиционеров, и сторонников новых идей.
В заключение дебатов Стефания Джаннини напомнила о принципе универсальности и глобализма, то есть взаимозависимости всех стран и народов мира. Она отметила, что ЮНЕСКО – то самое место, где возможно верным образом обсуждать глобальные проблемы человечества, планы и установки на будущее.
Перевод Дианы Бродкиной
По материалам Youtube.com