Я ожидаю увидеть картины – это ведь Центральный дом художника. В зале и правда висят картины, их много. Работы учеников органично чередуются со стендами, каждый из которых рассказывает о лабораториях лицея.
Лаборатории представлены самые разные: изучения резервов долголетия человеческой жизни, поисков новых источников энергии, робототехники, изучения эффективного влияния духовного наследия на развитие цивилизации и другие, не менее удивительные.
Есть и творческие мастерские – литературная студия, студия песни, художественной росписи и не только, и даже диалог-клубы. Последние, в определении лицея, «формируют и систематизируют развивающий ресурс внутри школьных мероприятий, наполняя их глубоким содержанием», кроме того – развивают институты ценности и культуры среди учащихся.
Замысел выставки – представить концепцию эмоционального образования через работы учеников.
В лицее модель эмоционального обучения развивается и работает уже давно. Система опирается на идею развития творческого мышления и понимание того, что предметы художественно-эстетического цикла в учебном процессе не менее значимы, чем IT-технологии и точные науки.
Большой выставочный зал увешан картинами учеников Светленского лицея, все произведения ранжированы по уровням. Есть даже знаменитые полотна художников, повторенные учениками. И правда похожи – выглядят картины как небольшие репродукции.
В соседнем зале, где собрались гости открытия, поочередно выступают приглашенные спикеры. Они высказывают свое мнение о том, зачем необходимо эмоциональное образование. Один из выступающих отмечает: «Искусственный интеллект не может отличить, в чем созидание, а в чем – разрушение».
Собралось не так много людей. Но это далеко не показатель «успеха», ведь здесь встретились те, кто действительно неравнодушен к теме развития школьников – учителя и директора школ, деятели образования, педагогики и искусства.
О модели глазами создателя
В перерывах между автограф-сессией (в качестве иллюстрации к выставке сам директор Губернаторского Светленского лицея демонстрирует значимость творческой составляющей личности – рядом с ним стоит стопка из сборников его стихов) мне удается задать несколько вопросов Александру Сайбединову. Это он – автор концепции эмоционального образования и организатор экспозиции.
– Как возникла идея создать выставку?
– Это не идея, это ответ на запрос образования и вопрос общества, который не сформулирован, но есть: «Куда должно двигаться образование?». Вот почему мы назвали выставку «выставка-презентация». Это не презентация отдельных учеников и их результатов.
Это показ образовательной модели, которая построена на принципиально новой концепции, не имеющей аналогов ни в российской, ни в мировой педагогической практике.
Самое главное в этой выставке, считает Сайбединов, – рассказ о доступности и возможности достижения подобных же результатов любым образовательным учреждением, в любой образовательной системе, если она принимает эту модель к действию.
– Концепция эмоционального образования возникла не спонтанно, – признается директор Светленского лицея.
– Она родилась из проблем, и наш лицей – это «дитя» проблемы. Мы занимались реформой не ради популярности.
Эта проблема не местечкового масштаба, вызовы времени в системе образования на сегодняшний день не просто ощущаются, но категоричны и стоят стеной. Вопрос лишь в том, как к этому подойти – решать вопрос и вести развитие к созиданию или не понимать его и терять многое.
Эмоциональное образование он определяет коротко: «Это формирование человека созидателя-исследователя».
Центральный дом художника по природе своей – демонстрация творчества. В системе общего образования настоящее творчество практически отсутствует. Оно продекларировано, есть предметы и часы занятий, но его присутствие декоративно.
Нужны реальные кадры, программы. К решению проблемы творческого развития и эмоционального образования необходимо подойти серьезно и массово. Именно поэтому ЦДХ – лучший способ обратить внимание на этот непонятый и непознанный ресурс, считает Александр Сайбединов.
Выставка-презентация – это способ обратить внимание на проблему, призвать к действию и показать, что это возможно.
– Это не выставка «ах, какие мы хорошие!», а «ах, как все серьезно!».
Что думают об этом дети
В основном зале я встречаю трех школьников в форме, со значками, они о чем-то беседуют возле картин.
– Вы случайно не ученики Светленского лицея? – задаю им вопрос.
Ребята застенчиво переглядываются, один из них, мальчик, согласно кивает:
– Ученики. Меня зовут Ярослав.
Первый мой вопрос им – о выставке, я хочу узнать мнение поколения, которое уже опробовало на себе концепцию.
– Я учусь в лицее с первого класса (сейчас уже в 11-м).
Все выпускники, люди, чьи картины висят здесь – мои знакомые. Эта выставка для меня – собрание моих друзей, если можно так сказать. Здесь их ощущения, чувства, и это очень сближает.
Важны даже не мастерство и сами работы, а познание себя как человека, как личности.
«На этих картинах вы видите не сюжеты картин, но отдельных людей, которые учатся, живут и развиваются в этом лицее. Эта выставка – концепция самого образования».
– А твоя работа здесь выставляется?
Он смеется в ответ.
– Да, вон, капельки! Я рисовал их в первом классе.
– Ты понимаешь, что такое эмоциональное образование, зачем оно нужно? – мне интересно, действительно ли он понимает концепцию, о которой так много говорится, и главное – осознает ли значимость. К моему приятному удивлению, Ярослав отвечает уверенно и при этом просто, видно, что он действительно все сознает.
– Как мне кажется, идея заключается в том, чтобы делать акцент не на образовании и заучивании, а на личности и ее развитии.
Дети не только решают примеры и получают практические знания. Этого недостаточно для того, чтобы вырасти хорошим человеком.
Я сам знаю людей, которые выросли, знают и достигли многого, но они – злые и никто с ними не хочет общаться. Эмоциональное же образование воспитывает личность человека.
В самом конце, после выступлений, обсуждений и фотографий, к Александру Сайбединову подошел директор одной из подмосковных школ и признался, что пишет докторскую работу на тему эмоционального развития. Он хотел бы обсудить этот и другие вопросы образования с директором Светленского лицея и даже приехать посмотреть на действие модели вживую.
Вот оно – наглядное доказательство того, что идея Сайбединова выставкой-презентацией обратить внимание на развитие эмоционального образования работает. И это – первый шаг.