Без рубрики // Рецензия

Сказка сказок от Михаила Шемякина

Почему я советую посмотреть полнометражный мультипликационный фильм «Гофманиада» родителям вместе с детьми-подростками? Ну хотя бы потому, что эскизы кукол (а это кукольный фильм) создал Михаил Шемякин, а во-вторых, потому, что он снят по мотивам сказок Эрнста Теодора Амадея Гофмана. А это имя небесполезно запомнить подросткам.

Сказка сказок от Михаила Шемякина

Эту картину справедливо называют кинодолгостроем: работа над ней продолжалась на «Союзмультфильме» семнадцать лет. Первые 20 минут «Гофманиады» были показаны осенью 2006 года; в них было задействовано 22 куклы (в итоге их – 150), каждую из которых создавали не менее месяца. Эскизы, созданные Михаилом Шемякиным, переводили в скульптурное изображение, а для каждого персонажа делали несколько голов с разными выражениями лица, а также кукол-дублеров. Фильм выполнен в редкой технике «кукольной stop motion анимации» (впрочем, не обошлось и без компьютерных технологий). Каждая кукла сделана вручную и двигается благодаря суставам-шарнирам. Когда смотришь на героев картины Шемякина, сразу понимаешь, что это за персонаж. Они необычайно выразительны. Совершенно карнавальные персонажи.

Сразу скажем, что после пятнадцати лет работы Шемякин отозвал свое авторство из проекта, заявив, что и режиссура, и музыка, и озвучка не соответствуют современному уровню. В итоге в титрах художник фигурирует лишь как автор кукол.

В интервью, которое Шемякин дал Ларисе Малюковой в 2007 году, на вопрос, что питает его связь с немецким романтизмом, которая длится всю жизнь, художник ответил: «Прежде всего – любимый Кенигсберг. Город, в котором родился Гофман, в котором мой отец был комендантом сразу после войны. Собственно, там я и вырастал. Первые воспоминания связаны с Кенигсбергом и со сказками братьев Гримм, которые мне читала на ночь мама. Обожаю их до сих пор». А самый гофмановский город на территории России, по мнению Михаила Шемякина, – Петербург. Да и вообще Гофман оказал огромное влияние на русскую литературу: «Тот же Гоголь – носитель гофмановских идей. Много странных вещей встречаем у Пушкина, зачитывавшегося Гофманом. Не говоря уже о Достоевском. Его “Двойник” – господин Голядкин – чистая гофманиада. Кто только в русской литературе не испытал его влияния? Он больше прижился в России, чем в Германии».

Премьера «Гофманиады» состоялась в феврале этого года на кинорынке 68-го Берлинского кинофестиваля. Там же, в Российском Доме науки и культуры, открылась двухдневная выставка кукол – персонажей фильма, изготовленных на киностудии «Союзмультфильм» по эскизам Михаила Шемякина.

Режиссер картины Станислав Соколов (он же в соавторстве с Виктором Славкиным – автор сценария) взял за основу биографию самого писателя и вплел в нее несколько известных сказок. Это и «Щелкунчик», и «Золотой горшок», и «Песочный человек», и «Крошка Цахес». В итоге получилась пятая сказка, придуманная сценаристами. Персонажи разных историй перемешиваются, один сюжет перетекает в другой.

В результате возникает волшебный мир Гофмана, где сон переходит в явь, фантазии – в реальность.

Да и сам герой живет как бы двойной жизнью: он занимается скучной работой в канцелярии, но втайне представляет себя героем своих волшебных фантазий. Это вполне соответствует биографии Гофмана, который днем сидел за юридическими бумагами, а ночью писал картины и сочинял музыку. На улицах волшебного города звучат фрагменты из оперы самого Гофмана «Ундина».

Мир волшебства врывается в реальную жизнь, поэтому люди, сидящие в канцелярии, превращаются в канцелярских крыс с усами и хвостами, которые жрут бумагу. А червяк из яблока – в чудовище. Персонаж «Песочного человека», студент Натаниэль, увлечен Олимпией, которая оказывается бездушной машиной из часовых механизмов. Детские страшные сны оказывают влияние на жизнь героя, в воображении которого реальные люди превращаются в монстров. Кстати, Михаил Шемякин объяснил, почему ему-ребенку нравилось бояться страшных сказок: «сладкий страх» притягателен. Французские сказки не менее кровожадны, да и русские. Дети, забравшись под теплое одеяло, просят что-нибудь пострашнее. От этого под одеялом еще уютнее. А взрослые? Те же самые дети, только испорченные. Фильмы ужасов создают для взрослых детей»

Но есть сны ужасные, а есть – прекрасные. В одном герой видит себя пылким студентом Ансельмом, который влюбляется в девушку-змейку Серпентину. Не будем утомлять читателя волшебными подробностями, скажем только, что в итоге колдовства герой оказывается под стеклянным колпаком пророчицы-ведьмы, лишенный «свободы и любви». Но все кончается хорошо.

Идея фильма менялась. Изначально задуманную трилогию «Крошка Цахес», «Песочный человек» и «Золотой горшок» было решено объединить в один фильм. Некоторые критики считают, что в силу того, что разные части снимались в разное время, возникает чувство, что «Гофманиада» – как бы не совсем цельное произведение (оно склеено из разных фрагментов). Но эпоха романтизма (а именно в духе романтизма и снят этот фильм) допускает незавершенность, фрагментарность.

Страдающий художник, разрыв между идеалом и действительностью, мечты о великой любви – все это составляет сущность эпохи романтизма.

Маленькие дети, конечно же, не поймут этот мультфильм. Так же, как и сказки Гофмана. Какие-то персонажи их могут сильно напугать. Но волшебство они непременно почувствуют.

Взрослые поймут другое. Вот как Шемякин ответил на вопрос, в чем современность романтического Гофмана: «В грустной иронии автора, безумно страдавшего от уродства буржуазного общества. Все так называемые сатирические сказки – критический анализ мира, в котором он вынужден существовать». Ну а гармонию в жизнь вносит творчество: неслучайно кончается «Гофманиада» тем, что герой попадает в театр – в мир волшебства и фантазии.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube