– Игнат Андреевич, почему Вы решили принять участие в конкурсе?
– Одной из целей, которую я ставил перед собой, было получение профессиональной экспертной оценки моей деятельности. Я хотел убедиться в правильности того направления, в котором я двигаюсь и развиваюсь.
Я ставил перед собой задачу показать, что такое система образования столицы.
Участие в конкурсе для меня стало очень хорошим повышением квалификации. И всем своим коллегам я советую принимать участие в профессиональных олимпиадах и конкурсах.
– Вас расстроило, что Вы не стали победителем?
– Войти в пятерку призеров Всероссийского конкурса – это победа. Мне удалось выполнить главную задачу – представить опыт Москвы и показать, как работает современное московское образование, которое, по данным международных исследований, находится на лидирующих позициях в мире.
– В чем новшество и особенность Вашего педагогического подхода?
– Наверное, в наши дни очень сложно найти какой-то новый подход или универсальную методику, технологию.
К каждому ученику нужно найти свой, уникальный, индивидуальный подход.
Из особенностей своего педагогического подхода я бы выделил ориентир на формирование и развитие навыков XXI века: способность к самообучению, творчество и креативность, критическое мышление, цифровая грамотность и эмоциональный интеллект.
– О чем Вы говорили на последнем туре с министром просвещения Ольгой Васильевой?
– Тема конкурсного испытания звучала так: «Глобальная конкурентоспособность. Как вывести Россию в число лидеров по качеству общего образования?». Каждый из участников финального тура представил свое видение решения этой задачи, после чего удалось обсудить несколько вопросов по каждому выступлению.
Интересным мне показалось обсуждение темы различных международных исследований в образовании и создание единого цифрового пространства – электронной школы.
Стоит добавить, что создание профессионального педагогического сообщества и цифрового пространства для обмена идеями, опытом, успешными практиками и результатами также может быть одним из шагов в решении задачи по достижению лидерских позиций по качеству общего образования в мире.
– Как Вы считаете, России удастся войти в десятку лучших стран по качеству образования или это непосильная задача?
– Конечно. Это посильная задача. И это наша общая задача.
Но весь вопрос в том, как это сделать? Мне кажется, нужно от разговоров переходить к постановке и решению реальных задач. Какие конкретные задачи может поставить себе каждый из нас, чтобы завтра быть немного лучше, чем вчера? Что лично каждый из нас может сделать сегодня для того, чтобы завтра мир стал чуточку лучше?
– На прошлой неделе в Интернете появилась памятка первоклассника, опубликованная одним из учебных заведений. Пятый пункт памятки звучит так: «Школа – это авторитарная структура, где дисциплина и повиновение – важный компонент в процессе обучения. Поэтому не стоит ожидать, что в школе вашего ребенка полюбят, будут заботиться, что там ему будет хорошо и весело, что там разовьются всевозможные способности ребенка, его творческий потенциал. У школы задачи другие – дать знания ребенку и сделать его способным жить в обществе, где есть определенные законы и ограничения, где люди – разные и по-разному могут относиться друг к другу».
Как Вы относитесь к этой памятке и в чем, на Ваш взгляд, задача школы?
– Любая попытка наладить лучшие отношения между родителями и школой, взаимопонимание – это признак развития этих отношений.
Честно говоря, мне кажется, что авторы памятки неправильно сформулировали свою позицию.
Что касается второй части вашего вопроса, то задач у школы великое множество. Выделять какую-то одну из них было бы неправильно.
Но если попытаться выразить их в одном предложении, то задача школы – в подготовке ребенка к жизни в современном быстро меняющемся мире.
Истоки обновления мира начинаются в школе.