С докладом «Экосистемный переход: будущее инновационно-образовательных систем» выступил профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша.
По словам докладчика, экосистемный переход – это переход к новым формам в образовании. Это неизбежный процесс, который продиктован изменениями в обществе, в том числе ускоренным проникновением технологических инноваций в нашу жизнь. Например, еще 10 лет назад не было смартфонов, а теперь они есть у каждого.
В условиях волатильного, сложного, расплывчатого, турбулентного мира кардинально изменится атлас профессий и требования к специалистам.
На смену так называемым жестким компетенциям придут «мягкие» навыки – такие, как цифровая грамотность, экологическое мышление, способность к сотрудничеству и совместной работе. А еще – осознанность, управление вниманием, жизнестойкость, решительность, открытость и ориентация на развитие, творческие способности, эмпатия/сострадание.
Помимо перечисленных универсальных навыков, которые помогут выжить в быстро меняющемся мире, людям потребуется освоить контекстные, специализированные навыки – такие, например, как программирование на конкретном языке.
Уйдут в прошлое профессии водителя, повара, журналиста, секретаря и многие другие.
При этом как минимум в пяти секторах занятость будет только расти. Это творческая индустрия, эко-экономика (озеленение городов), экономика виртуальной реальности (реальная и искусственно создаваемая занятость в виртуальных мирах), человекоцентрированные сервисы, включая волонтерство.
Образование – тоже одна из тех сфер, в которой занятость будет увеличиваться.
Человеку придется до пяти-шести раз в жизни менять специальность, и для этого ему не обойтись без постоянного обучения. Причем в процессе образования он будет получать не только конкретные навыки, но и учиться строить стратегию своей жизни.
Как считает Павел Лукша, образование в течение всей жизни – это постановка перед учащимися нестандартных задач (иначе как сформировать креативность?), это сочетание индивидуальных образовательных траекторий с коллективной педагогикой (иначе как научить сотрудничеству и умению работать в команде?), это постоянный контакт с природой (иначе как научить человека жить в балансе с биосферой?).
Павел Лукша сравнил социальные (в том числе образовательные) экосистемы с природными (биологическими). Например, в природе баланс поддерживается на основе симбиоза, а в образовании – за счет сотрудничества. Так же как в природе существуют разнообразные источники питания, в образовании – разные источники финансирования.
Кроме того, для экосистемы характерны: децентрализация управления, открытость и обмен, максимальная продуктивность.
Признаки экосистемности наблюдаются и в нынешних школах и университетах. Это разнообразие образовательных траекторий (нет единого учебного плана), децентрализация управления (включение разных провайдеров, учителей и самих учащихся в процесс управления), партнерство образовательных организаций с семьями, работодателями, городскими сообществами.
Наряду со школами и университетами появится «третья форма» – культурно-образовательные хабы как пространство совместного образования в городах на протяжении всей жизни. Их уже много по всему миру, и Россия не исключение.
В качестве примеров Павел Лукша привел образовательный центр «Сириус», кванториумы – детские технопарки, Иркутский/Байкальский кластер, который специализируется на подготовке команд в сфере культуры и ремесленничества.
По итогам доклада состоялось обсуждение.
Участники дискуссии пытались ответить на волновавшие их вопросы.
Нужно ли законодательно регулировать экосистемные изменения в системе образования?
«Темп нынешних изменений таков, что законодатели не успевают за ними. Все существующие механизмы создания нормативно-правовой базы очень архаичны, общественное сознание тоже архаично. И когда возникает вопрос о законодательном закреплении каких-то потенциальных возможностей, обществом это не воспринимается вообще. Воспринимается только ситуация, когда нужно зафиксировать реальность, а еще лучше – вернуть советское прошлое. Но тогда как быть? Ведь человек в экосистеме постоянно будет находиться вне правового поля», – убеждена заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Как в дальнейшем будут развиваться школы и университеты?
По словам президента Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяны Ковалевой, «мы должны типологизировать новые формы образования и придумать способы их поддержки, а то мы все время делаем ставку только на школы и университеты».
Как согласовать цели разных участников образовательного процесса? Ведь есть носители национальных языков, которые боятся их исчезновения и по этой причине настаивают на их обязательном изучении в школе всеми детьми.
Депутат Госдумы, член комитета по образованию и науке Алена Аршинова – одна из авторов закона о добровольном изучении национальных языков в школе – считает, что родители все чаще переводят детей на семейное обучение, в том числе для того, чтобы они не посещали уроки по национальным языкам, которые они считают ненужными.
«Вообще у нас растет процент детей на семейном и домашнем обучении, потому что родители считают, что в школе учат ненужным навыкам», – констатировала Алена Аршинова.
Андрей Петров, советник министра образования РФ, рассказал о том, что «родители этих детей начали выбивать из муниципальных властей бюджетное финансирование для реализации основной образовательной программы» в условиях семейного обучения.
И все же большинство родителей, по мнению Андрея Петрова, сегодня традиционно нацелены на результат – а именно «на поступление в университет на специальность менеджера с непонятным функционалом».
«То есть человек поступает неизвестно куда и его учат неизвестно чему, – пояснил Андрей Петров. – В то же время новая экосистема не дает никаких гарантий, что человек получит именно те знания, которые точно подкреплены жизненным опытом».
Разрыв между вызовами времени и старыми представлениями существует, и его преодоление как задача может стать предметом управления, – таков главный вывод участников обсуждения.