Учителя в школах по всему миру регулярно сталкиваются со случаями насилия. Речь идет не только о конфликтах среди учеников, но и о вандализме, оскорблениях, преследовании в социальных сетях и даже физическом нападении на самих преподавателей. Так, в Испании с различными видами проявления жестокости сталкиваются 90% работников начальной и средней школы. В Австрии, только в Вене, в 2017 году было зафиксировано 1600 случаев насилия над учителями. Сообщения о нападениях, жертвами которых становятся школьники и преподаватели, регулярно поступают из США. О происшествиях в странах Латинской Америки известно немного, но таких случаев там тоже достаточно.
По мнению специалистов, издеваются и нападают на своих сверстников и даже учителей дети с низкой самооценкой, пытаясь поднять ее за счет других. Только в США свыше 160 тыс. подростков каждый день пропускают школу из опасений быть избитыми.
Регулярные унижения могут довести ребенка до самоубийства. Или же он сам превратится в агрессора, который будет проявлять жестокость к слабым или просто иным (представители другой расы, социального слоя или ориентации).
Тем более что этому всячески способствует телевидение: как подсчитали в США, ребенок видит в среднем до 8 тыс. убийств по ТВ и около 100 тыс. актов насилия еще до того, как закончит начальную школу.
В Испании известны случаи, когда учителя подвергались преследованию в социальных сетях со стороны учеников. И они не имеют никакой психологической подготовки, чтобы справиться с этим.
Чтобы преодолеть проблему насилия и жестокости в школах, по всему миру придуманы сотни программ. Одни были разработаны при поддержке ЮНИСЕФ или ЮНЕСКО, другие – местными некоммерческими организациями. Их суть сводится к нескольким пунктам. Школам рекомендуется установить камеры видеонаблюдения, ведь нападать на слабых агрессоры предпочитают в укромных уголках, где нет свидетелей. Страх наказания может снизить количество инцидентов непосредственно в школе. Учителям предлагается пройти курсы, чтобы в будущем они могли распознать изменение в поведении ребенка, если его начнут преследовать и запугивать сверстники. Организуются кабинеты психологов, к которым могут обратиться подростки со своими проблемами. Также рекомендуется привлекать детей к общественной деятельности, например к организации театральных постановок. Это позволяет повысить самооценку, выявить способности, направить энергию в положительное русло.
Юрий Когалов