В то время как космические корабли (с переменным успехом) бороздят просторы вселенной, на земле происходят космического масштаба перемены в умах и делах. Фредерик Лалу описывает организации будущего, а Герман Греф выслушивает доклады коучей о решенных кейсах (что бы это не значило) в отделениях Сбербанка. Сегодня каждый продвинутый СЕО может рассказать, почему «бирюзовая организация» – венец эволюции менеджмента, зачем следует исключить финансовые показатели из KPI и ради кого должны трудиться работники компании (подсказка – ради клиента). А в Школе самоопределения имени Тубельского наступило новое учебное полугодие: официально и фактически.
Где гнездятся корни конфликта родителей и руководителя? В разнице управленческих парадигм. Янтарные принципы конформизма и бюрократии вторглись в бирюзовые волны самоорганизации и сетевого взаимодействия.
Цитата из Ф. Лалу: «[Янтарные организации] исходят из неявного предположения, что существует только один правильный способ все делать, а мир неизменен или должен быть таковым. Планирование и реализация планов строго разделены: обдумывание происходит наверху, исполнение – внизу. Решения принимаются наверху и спускаются вниз через нисходящие уровни управления».
Как и положено в приличной иерархически организованной системе, сферой образования разработаны и применяются документы, детально прописывающие каждый чих: приказы, положения, инструкции, распоряжения. А для прозрачности и публичности эти документы доступны на сайтах организаций. Если мы хотим разобраться, кто управляет Школой самоопределения, ответ следует искать в Уставе.
Пожалуйста, ответ: «3.1.5. Коллегиальными органами управления Учреждения являются Общее собрание работников Учреждения, Педагогический совет, Управляющий совет». Деятельность последнего заключается в «участии в разработке» и «внесении предложений». Н-да, негусто...
А что сказано о директоре? «3.1.2. Единоличным исполнительным органом Учреждения является Директор Учреждения», который «действует от имени учреждения», «дает указания», «организует», «обеспечивает», «осуществляет», «создает», «выдает». А также «утверждает».
Судя по письменным нормам, налицо явный перекос в пользу власти исполнительной. Немудрено, что сложившаяся при прежних руководителях школы Тубельского признаваемая и лелеемая членами сообщества практика (само)управления при смене главного действующего лица дала трещину, а ненормативный характер этих прекрасных человеческих отношений не выдерживает административного напора и не может предоставить институциональных инструментов защиты.
Хотя... Погодите, в Уставе среди массы всего важного и подотчетного устанавливается, что «директор утверждает Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения». Вот же оно! Комиссия по урегулированию споров. Налицо спор о спортивном комплексе.
Сформулирована позиция родителей, на чьи деньги он был приобретен и передан на баланс учреждения. Спусковым крючком послужил несчастный случай с первоклассником Димой, папа которого просит ничего не демонтировать. А вот и мнение директора, о том, что плохой старый спортивный комплекс будет заменен на хороший новый.
К сожалению, судя по сводкам с поля боя, до комиссии дело так и не дошло. Поиски на официальном сайте школы не то что протоколов заседаний комиссии по урегулированию споров, но даже просто упоминания о ее работе не увенчались успехом. Зато нашелся свежий Приказ № 344/10 от 30.08.2017 «Об утверждении Положения, регламентирующего алгоритм действий при несчастном случае с обучающимся в образовательной организации». В каждой из чеканных строк на каждой из 26 страниц прочитывается профессионализм автора, и немудрено, ведь Сергей Александрович не просто работал учителем ОБЖ, но достиг в своем деле определенных высот и даже стал Учителем 2007 года в Кемеровской области.
Примечание: другие московские школы тоже имеют подобные документы, но до высокой планки, заданной директором Москаленковым, не дотягивают, например, у школы № 479 алгоритм занимает всего 4 страницы, а у гимназии № 1529 вообще все уместилось на двух страничках с хвостиком.
Однако и на солнце бывают пятна. В числе нормативных оснований рассматриваемого приказа по Школе самоопределения назван действующий Приказ Департамента образования города Москвы №148 от 01.04.2015, что и верно, и похвально, и другим школам в помощь, но кроме него упомянут и многократно отменяемый и возвращаемый в действие документ нелегкой судьбы, нормативный акт несуществующего ведомства исчезнувшего государства Приказ Гособразования СССР от 01.10.1990 № 639 «О введении в действие Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР» (кстати, вот и нашелся источник многочисленных актов и табличек школьного положения; предполагаю, что нечто подобное нормативное и привело к победе на конкурсе в далеком 2007-м).
С тех пор прошло немало времени, и даже с позиции здравого смысла странновато в ХХI веке ссылаться на советский приказ, но гораздо важнее то, что Приказом Министерства образования РФ от 29.11.2013 № 1296 сей палеонтологический образец нормотворчества признан (наконец-то, ура!) утратившим силу, следовательно, указывать его в локальных нормативных актах 2017 года точно нельзя. А вот копировать многие страницы из пыльного архива прямо не запрещено, но целесообразность такого подхода в условиях перманентного обновления нормативно-правового поля довольно сомнительна.
Так что даже в янтарной парадигме действия директора небезупречны. Что уж говорить о моральных и этических фейлах, которые, собственно, подняли волну общественного возмущения и спровоцировали протесты родителей!
Цитата из Ф.Лалу: «Бирюзовые организации эффективно решают задачи любого уровня сложности, используя систему, основанную на взаимодействии равноправных коллег. В этой системе нет нужды ни в иерархии, ни в консенсусе. [Бирюзовые организации] обладают собственным представлением о направлении дальнейшей деятельности. Членов организации побуждают не стараться предвидеть изменения и контролировать будущее, а вслушаться и понять, чем хочет стать организация, какой цели ей хочется служить».
Дальнейшее развитие событий во многом зависит от позиции, которую займет учредитель, то есть Департамент образования Москвы, который сегодня, вне всякого сомнения, живет по янтарным законам. Но конфликтные ситуации разрешает преимущественно в пользу родителей.
Возможно, на этой палитре цвета смешаются гармонично, и совместными усилиями ведомства и народа будет найдено верное решение.