Как выяснилось, помогать можно и знаниями. Интеллектуальное волонтерство для России – явление новое. Как это работает – в материале РИА Новости.
Системная помощь
Москвичка Ольга Вирабова спокойно наслаждалась материнством, пока не узнала, что у школьной подруги ребенок родился с тяжелым генетическим заболеванием.
«Я впервые стала мамой и испытала шок, когда поняла, что не у всех может быть так все удачно, как у меня: счастливая выписка, цветы, шарики…» – вспоминает Ольга.
Ребенку подруги срочно нужна была трансплантация костного мозга. «Донорская база в России очень маленькая, нужного человека отыскали в Германии. Поскольку я хорошо знаю язык, предложила свою помощь. Переговоры длились довольно долго. Мы наконец обговорили все детали, и донор приехал на операцию. Так я стала интеллектуальным волонтером», – рассказывает Вирабова.
Мы привыкли к тому, что благотворительность – это перевод средств или фонду, или конкретному человеку на лечение. Но если денег немного, а помогать хочется постоянно? Как говорят представители благотворительных организаций, в их деле важны не только финансы или свободные руки на подхвате, но и интеллектуальная помощь. К примеру, разработка дизайна сайта, продвижение фонда в соцсетях или переводы статей.
У подруги Ольги все закончилась хорошо: ребенку сделали трансплантацию, костный мозг прижился. А Вирабова после этого поняла, что может эффективно помогать людям своими знаниями. У нее два высших образования: маркетолог и лингвист-переводчик. По ее словам, многим фондам требуется поддержка именно в этих сферах. Сейчас Ольга в декрете – уже с двумя детьми, однако уверяет, что для добрых дел у нее всегда есть время.
«Интеллектуальное волонтерство в нашей стране не очень развито, мало кто о нем знает. Как бы банально ни звучало, мне было не все равно, хотелось помогать тем, кто попал в беду. Причем помогать регулярно. Ведь основной запрос к такой благотворительности – системная и качественная помощь», – уверяет молодая женщина.
Два в одном
Диана Кирсанова из Пятигорска тоже стала интеллектуальным волонтером, пытаясь помочь знакомым, у которых родился мальчик с синдромом Дауна. Отец ребенка Сергей Дернович открыл сайт, где родители «солнечных детей» делятся своим опытом, поддерживают друг друга.
«Когда родился младший сын, я заинтересовался этой темой, обратил внимание на всевозможные публикации в интернете и решил размещать их на сайте, чтобы люди с такой же проблемой приходили и делились своим опытом. Друзья охотно откликнулись и присоединились к проекту», – рассказывает Сергей.
На своем ресурсе он размещает статьи из зарубежных изданий – Диана как раз и занимается переводами таких публикаций.
«Мне интересно совместить любимое дело – переводы – и помощь людям. Очень вдохновляет, когда видим положительный отклик», – говорит она.
Кроме Дианы, Дерновичу помогают еще несколько волонтеров – системный администратор, писатель и переводчик.
КПД добра
Представители благотворительных фондов рады любой помощи интеллектуальных волонтеров. Такие организации обычно не могут позволить себе нанять хороших специалистов, способных провести исследования, проработать бренд фонда и так далее.
«У благотворительности, к сожалению, нет финансовых ресурсов, чтобы привлечь профессионалов», – поясняет представитель фонда «Детские сердца» Нигяр Расулова.
Пока интеллектуальное волонтерство в нашей стране только набирает обороты. И фондам сложно самостоятельно найти спецов, которые помогли бы им. Хотя в России действует множество благотворительных организаций, на слуху лишь единицы. Почему одним удается получить огромные средства, а другие ходят с протянутой рукой?
«Проблема в том, что фонды не умеют привлекать доноров, то есть спонсоров. Прежде всего потому, что не знают, как найти правильный подход к бизнесу. Благотворители не имеют представления о том, как создать свой бренд и как его продвигать», – объясняет продакт-менеджер онлайн-платформы интеллектуального волонтерства ProCharity Анастасия Левченко.
Вопрос, как объединить и фонды и интеллектуальных волонтеров, решили с помощью этой онлайн-платформы. Здесь фонды размешают свои задачи, а добровольцы откликаются на них. Дальше заказчик выбирает исполнителя. А потом обе стороны оценивают друг друга.
«Этот проект позволяет нам дотянуться до специалистов, которых мы просто не можем нанять. Это большое подспорье в работе», – заверяет Нигяр Расулова. Фонд «Детские сердца» одним из первых опубликовали свои задания на платформе.
А волонтер Ольга Вирабова тем временем рассказывает, что уже увидела на ProCharity интересное предложение и собирается подать заявку на разработку креативной концепции.
Анна Криволапова