Без рубрики // Аналитика

Истоки критического мышления

Поиск в рунете по словосочетанию «критическое мышление» выдает около 400 000 ссылок. Глобальный поиск «critical thinking» – более 125 000 000, а если искать «批判性思维», то результатов оказывается более 1 650 000. Что можно узнать из этих данных?

Истоки критического мышления
Фото: intellectualtakeout.org, yandex.ru

Во-первых, что тема эта довольно популярна, раз обсуждается на миллионах интернет-ресурсов. Во-вторых, что само понятие «критическое мышление» существует в разных языках. В-третьих, что о критическом мышлении чаше думают по-английски, чем по-китайски или по-русски.

Что можно понять и предположить? Что истоки критического мышления следует искать в среде англофонов, которые проживают в полусотне стран с государственным английским, и там же следует ожидать массовой практики применения критического мышления в различных сферах жизни, а, следовательно, существование особых программ по развитию этого самого критического мышления в образовании.

Ищем «развитие критического мышления…», поисковик любезно подсказывает «…через чтение и письмо». Около 125 000 ссылок, преимущественно методические разработки: «…на уроках английского языка», «…на уроках русского языка», «…на уроках литературы». Ну да, логично, если через чтение и письмо. И тут возникает вопрос: если мы «самая читающая страна в мире» (помните этот предмет национальной гордости?), почему же мы не впереди планеты всей по критическому мышлению?

Кстати, а чему учат филологи (и не только) своих учеников, развивая в них критическое мышление? Классическое определение трактует этот вид мышления как системный процесс объективного анализа фактов для формирования рациональных и обоснованных суждений, а также для принятия решения о необходимости определенных действий.

То есть, критически мыслящий человек может:

  • точно и ясно формулировать свои мысли;
  • понимать устные и письменные высказывания других людей;
  • находить необходимую информацию и систематизировать ее;
  • выстраивать логические связи между фактами;
  • понимать и интерпретировать данные, оценивать доказательства и аргументы;
  • обобщать информацию и делать обоснованные выводы;
  • выявлять проблемы и находить эффективные средства для их решения;
  • понять важность проблем и выстроить последовательность решения в порядке приоритетности;
  • выносить обоснованные суждения о предметах, явлениях, событиях в повседневной жизни;
  • формулировать гипотезы и оценивать доказательства;
  • реконструировать убеждения других людей с опорой на личный опыт и на основе более широкого круга источников

И тут сразу же возникает второй вопрос: а кому это критическое мышление нужно?

Новый ФГОС уже 10 лет декларирует развитие критического мышления как результат общего образования. Многочисленные концепции и программы развития включают критическое мышление в перечень обязательных компетенций XXI века.

20 лет команда энтузиастов несет эстафету РКМЧП в педагогические массы (и я с коллегами участвую в этом марафоне по мере сил), но… «Мы живем в принципиально иной стране, где некритичность отношения к информации культивируется СМИ, нетерпимость к иному и иным является официальной нормой, а приоритеты государства все больше и больше преобладают над приоритетами личности». Как бы я хотела найти в этой фразе фактическую или логическую ошибку, которая позволила бы мне опровергнуть тезис Сергея Заир-Бека. Но навык критического мышления заставляет понять его правоту и ранжировать эту проблему как важную.

Каков следующий шаг? Верно! Нужно найти эффективное средство для ее решения.

Продолжаем занятия РКМЧП.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube