Во-первых, что тема эта довольно популярна, раз обсуждается на миллионах интернет-ресурсов. Во-вторых, что само понятие «критическое мышление» существует в разных языках. В-третьих, что о критическом мышлении чаше думают по-английски, чем по-китайски или по-русски.
Что можно понять и предположить? Что истоки критического мышления следует искать в среде англофонов, которые проживают в полусотне стран с государственным английским, и там же следует ожидать массовой практики применения критического мышления в различных сферах жизни, а, следовательно, существование особых программ по развитию этого самого критического мышления в образовании.
Ищем «развитие критического мышления…», поисковик любезно подсказывает «…через чтение и письмо». Около 125 000 ссылок, преимущественно методические разработки: «…на уроках английского языка», «…на уроках русского языка», «…на уроках литературы». Ну да, логично, если через чтение и письмо. И тут возникает вопрос: если мы «самая читающая страна в мире» (помните этот предмет национальной гордости?), почему же мы не впереди планеты всей по критическому мышлению?
Кстати, а чему учат филологи (и не только) своих учеников, развивая в них критическое мышление? Классическое определение трактует этот вид мышления как системный процесс объективного анализа фактов для формирования рациональных и обоснованных суждений, а также для принятия решения о необходимости определенных действий.
То есть, критически мыслящий человек может:
- точно и ясно формулировать свои мысли;
- понимать устные и письменные высказывания других людей;
- находить необходимую информацию и систематизировать ее;
- выстраивать логические связи между фактами;
- понимать и интерпретировать данные, оценивать доказательства и аргументы;
- обобщать информацию и делать обоснованные выводы;
- выявлять проблемы и находить эффективные средства для их решения;
- понять важность проблем и выстроить последовательность решения в порядке приоритетности;
- выносить обоснованные суждения о предметах, явлениях, событиях в повседневной жизни;
- формулировать гипотезы и оценивать доказательства;
- реконструировать убеждения других людей с опорой на личный опыт и на основе более широкого круга источников
И тут сразу же возникает второй вопрос: а кому это критическое мышление нужно?
Новый ФГОС уже 10 лет декларирует развитие критического мышления как результат общего образования. Многочисленные концепции и программы развития включают критическое мышление в перечень обязательных компетенций XXI века.
20 лет команда энтузиастов несет эстафету РКМЧП в педагогические массы (и я с коллегами участвую в этом марафоне по мере сил), но… «Мы живем в принципиально иной стране, где некритичность отношения к информации культивируется СМИ, нетерпимость к иному и иным является официальной нормой, а приоритеты государства все больше и больше преобладают над приоритетами личности». Как бы я хотела найти в этой фразе фактическую или логическую ошибку, которая позволила бы мне опровергнуть тезис Сергея Заир-Бека. Но навык критического мышления заставляет понять его правоту и ранжировать эту проблему как важную.
Каков следующий шаг? Верно! Нужно найти эффективное средство для ее решения.
Продолжаем занятия РКМЧП.