Речевое бытование нынешних пятиклассников преимущественно происходит не в городском дворе и уж тем более не за деревенским амбаром. Школьники обитают в сети. Поэтому гипотетический хипстер-фольклорист Шурик, во избежание spiritus vini сменивший тосты на считалки, рискует ныне остаться безработным, если не сменит осла на смартфон.
Современный фольклор – это «меня трудно найти, легко потерять и невозможно забыть», «все сложно» и «в школу ходим не учиться, в школу ходим не страдать, в школу ходим, чтоб влюбиться и друг друга повидать)))». Ой, а что это с вами случивши? Чой-то вы в лице переменивши? Никак вы заболевши? Что значит «фи»? Что значит «невыносимая пошлость»? А матерные частушки – вершина изысканности, что ли? Давно ли вы образцы народной мудрости из уст носителей получали?
Рассказывать школьникам былины и потешки – довольно неблагодарное занятие: во-первых, нужен словарь, во-вторых, этнографический ликбез, в-третьих, волшебная палочка и набор учебных заклинаний, чтобы хоть как-то стимулировать детей и подростков разбираться в повойниках и поддевках.
На что жалуются педагоги в начале 5 класса? Правильно, на «кризис перехода из началки»: милые детки как с цепи срываются, на уроках не учатся, домашние задания не выполняют, обращения к родителям эффекта не дают. Хорошие учителя знают рецепт – ситуацию спасает интересное дело. Кто-то затевает киноклуб, кто-то ставит спектакли в школьном театре, а кто-то собирает литературную гостиную (туда почему-то приходят меньше всего). Зато у школьников полно групп по интересам в разных соцсетях, где они сталкиваются с необъятным количеством печатных текстов самых невероятных жанров и, разумеется, разного качества.
Опытный филолог без труда опознает источники (кстати, задание: найдите в этом тексте отсылки к сокровищам мировой и отечественной культуры, пожалуйста), а что видят школьники? Риторический вопрос.
Согласна с предложением Михаила Павловца: на уроках литературы в теме «Фольклор» сама собой напрашивается работа с анекдотами, страшилками, считалками, дразнилками и даже – о ужас! – статусами ВКонтакте, потому что живой речью можно увлечь, а подходящие дидактические инструменты можно подобрать к любому содержанию. Почему же этого не делают? Ответ автора об отказе видеть в ребенке человека и отказе признавать детство полноценной жизнью кажется все же полемическим обострением. Будь этот абзац написан в прошедшем времени, я бы согласилась, но в настоящем времени такая позиция свидетельствует либо о недостаточной педагогической квалификации, либо о жестком административном давлении, когда утвержденный список текстов становится догмой и постепенно убивает жизнь, интерес и перспективы не только у школьной литературы, но и у людей, ее занимающихся.
«В черном-черном городе, на черной-черной улице, в черном-черном институте черные-черные филологи черными-черными чернилами писали черный-черный список: русские народные сказки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, колыбельные, заклички…
И решили черные филологи, что нужно модернизировать архаичное содержание и начали сочинять современный фольклор самостоятельно, например, закликать на школьную ярмарку.
Сейчас начнется торговля бойкая:
Продаются тетради с двойками, с тройками,
С записью классного руководителя,
С вызовом в школу ваших родителей.
Кто купит — тот сможет,
Даже сидя дома,
Отметки иметь по предмету любому!»
Чур меня! Сгинь-пропади!!!
Лучше почитать статусы ВКонтакте.