Качество образования // Тема дня

Как учителю получить тьюторскую компетентность

Россия познакомилась с тьюторством достаточно давно. Кому-то интересное явление сразу пришлось по душе настолько, что навыки тьютора тут же стали использовать. А у кого-то сложилось лишь шапочное знакомство: вроде бы суть тьюторства ясна, но как найти ему место в обычной школе?..

Как учителю получить тьюторскую компетентность
Фото: easyen.ru

В преддверии 10-летнего юбилея Межрегиональной тьюторской ассоциации мы решили поговорить о том, каким образом сегодня без особых сложностей в школах можно вводить индивидуализацию. На наши вопросы ответила президент ассоциации, д.п.н., профессор Татьяна Михайловна Ковалева.

– Татьяна Михайловна, при нынешней оптимизации бюджета отдельная ставка тьютора в педагогическом коллективе – это роскошь. Что делать, если директор не видит финансовой возможности пригласить нового сотрудника?

– Действительно, ставка тьютора чаще всего встречается сегодня в частных школах и в школах с инклюзией, где тьютор работает в классе вместе с учителем. В других образовательных учреждениях – лишь тогда, когда администрация понимает ценность индивидуальных образовательных программ.

Но чтобы индивидуализацию могли сопровождать для всех детей, в каждой школе, мы предлагаем любому учителю приобретать тьюторскую компетентность.

Как известно, любая профессия существует в двух ипостасях – профессия сама по себе и в виде компетентности. Например, чтобы называться психологом, требуется окончить бакалавриат и магистратуру. А можно приобрести дополнительные знания другими путями и тем самым оставаться в своей профессии, но довольно глубоко разбираться в психологии.

Так же дело обстоит с тьюторством. Можно быть тьютором по профессии. (Кстати, становясь тьюторами в сфере образования после обучения в магистратуре, выпускники чаще работают в открытом, семейном, альтернативном образовании, в том числе как индивидуальные предприниматели. В школе, вузе, колледже – в меньшей степени.)

– Что сможет делать учитель, глубже узнав о деятельности тьютора?

– Основная задача учителя-предметника – передавать детям знания, осваивать с ними стандарт по своему предмету.

Тьютор работает в другом фокусе: он выявляет индивидуальные интересы ребят и на основе этого помогает им выстраивать образовательную программу.

Получив тьюторскую компетентность, учитель способен и вести обучение, и поддерживать интерес ребенка.

– Где и сколько времени учитель приобретает новые навыки?

– Модели обучения могут быть разными.

Первая – повышение квалификации в количестве 72 часов. Наши региональные отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации – их сейчас 10 – периодически проводят такой курс (о региональных отделениях можно узнать на сайте МТА www.thetutor.ru). Это вводный курс. Слушатели знакомятся с тем, что представляет собой практика тьюторства, как можно удерживать процесс индивидуализации, в каких формах работать.

Приезжают к нам из детских садов, школ, вузов. Интерес проявляют и управленцы, так как они тоже могут относиться к своим сотрудникам не только административно, но и тьюторски: помогать учителям выстраивать их индивидуальную образовательную программу.

Другая модель обучения – переподготовка. Здесь программа рассчитана на год, и слушатели фактически получают второй диплом о высшем образовании.

И, наконец, магистратура. Девять лет назад мы открыли в МПГУ первую тьюторскую магистерскую программу, а сейчас в стране существует уже семь программ при разных университетах: во Владивостоке, Перми, Челябинске, Уфе и других городах.

Сейчас разработана новая магистерская программа по тьюторскому сопровождению лиц с ОВЗ. Мы чувствуем востребованность данной темы и уже имеем достаточное количество работающих с такими детьми выпускников, которые смогут консультировать наших будущих магистрантов.

– Чаще учителя сами оплачивают повышение квалификации и переподготовку или школа берет расходы на себя?

– Встречаются оба эти варианта. Кто-то приезжает за свои деньги, но в разных регионах всё больше появляется директоров школ, которые заказывают семинары по тьюторству.

И даже такое серьезное дело, как переподготовку, школа иногда финансирует сама. Например, директор московской гимназии № 1811 Александр Аронович Рывкин почти 40 учителей обучил на курсах переподготовки. В течение двух лет мы работали с учителями. Они защищали дипломные работы в виде проектов о тьюторском сопровождении на уроках истории, литературы и т.д. Оставаясь на своих рабочих местах, педагоги приобрели тьюторскую компетентность.

– К юбилею Межрегиональная тьюторская ассоциация подошла с новыми завоеваниями – сетевыми проектами. Расскажите о них, пожалуйста.

– Действительно, мы с коллегами в последние годы взялись за сетевые проекты. Оговорюсь, что с Институтом «Эврика» такие сетевые проекты у нас идут давно, мы многолетние партнеры с Александром Изотовичем Адамским. Поэтому сейчас я расскажу о новых направлениях работы с другими структурами.

Успешно начал реализовываться проект по тьюторству в сфере финансовой грамотности с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации и МАОФЭО (Международная ассоциация организаций финансово-экономического образования). Людям бывает не очень интересно слушать общую информацию о налогах или кредитах. Но если мы начинаем работать в тьюторском формате, то «оборачиваемся» к человеку и работаем с той проблемой в области финансов, которая у него сложилась именно сейчас.

Летом 2016 года мы провели в Москве семинар для завучей и директоров московских школ и увидели, какой живой отклик и огромный интерес вызвал такой формат проведения курсов по финансовой грамотности.

Второй проект – наше сотрудничество с Агентством стратегических инициатив, посвященное краткосрочной программе социального наставничества. За основу взята чилийская методика. Успешные люди, многого добившиеся в жизни собственным трудом, помогали детям из бедных кварталов Сантьяго увидеть цель в получении высшего образования.

Мы «развернули» методику на детей из «семей риска», воспитанников детских домов и интернатов. Программа состоит из шести встреч с наставниками. Ее цель – помочь детям войти в другую среду, связанную с их интересом.

Допустим, ребенок в детском доме увлекается компьютерами. Но он не знает, какие бывают курсы, по каким компьютерным специальностям можно учиться… То есть информация о социальных ресурсах зачастую для таких детей оказывается практически закрыта. И мы находим ему в пару наставника. В данном случае – «продвинутого» программиста, который за шесть встреч помогает войти в среду, поддерживающую интерес подопечного.

Эти встречи нами методически адаптированы. Тьюторы в проекте работают с наставником, а не с ребенком. Наставники, как правило, не имеют отношения к педагогике и не знают, как лучше общаться с детьми. А тьютор в роли супервизора проектирует вместе с ними встречу и анализирует ее, полностью обеспечивает процесс сопровождения.

Проект уже получил широкий отклик от регионов.

– Кстати, о регионах. В каком составе МТА встречает 10-летие?

– Регионов, где тьюторы работают индивидуально или в группах, много. Но среди региональных групп мы ежегодно выделяем те, которым присуждаем статус региональных отделений ассоциации. Происходит это раз в году на Летнем университете тьюторства. В этом году нашу юбилейную встречу мы проведем с 1 по 10 августа на Байкале.

Региональным отделением может стать любая тьюторская группа, чья деятельность отвечает четырем характеристикам.

Во-первых, в регионе должны быть разные по типу тьюторские практики (в школе, детском саду, в семейном образовании, в вузе) и реально действующие, чтобы можно было прийти, посмотреть, постажироваться.

Второе условие – проведение региональной командой курсов повышения квалификации.

В-третьих, важно участие группы в научно-исследовательской работе. У нас становящаяся практика, поэтому нам нужно, чтобы проходили исследования, публиковались статьи, было реальное участие в конференциях.

И четвертое – наличие региональной образовательной политики. В статусе регионального отделения региону потребуется отправлять участников на всероссийский конкурс «Тьютор года», внутри региона тьюторы должны активно работать, входить в экспертные советы и т.д.

Сейчас у нас 10 региональных отделений: Приморье (сюда входят несколько регионов), Томская, Новосибирская, Иркутская, Архангельская области, Удмуртия, Чувашия, Башкирия, Москва и Московская область, Пермский край.

Всех, кого заинтересовала информация о жизни нашей Межрегиональной тьюторской ассоциации, приглашаю на наш сайт

Всего вам самого доброго!


Youtube

Материалы по теме





Новости





























































Поделиться

Youtube