Без рубрики // Аналитика

Эволюция профессии «тьютор»

Тьюторское сообщество всегда динамично развивалось и оперативно реагировало на изменение социокультурной ситуации. Достижения, проблемные вопросы, результаты исследований регулярно обсуждались на тематических конференциях и печатались в сборниках.

2009–2011 гг.

В 2009 году Всероссийский научно-методический семинар «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» подытожил деятельность тьюторского сообщества за первые 15 лет его развития. В социуме формировалась потребность в индивидуализации образования, в результатах, декларированных во ФГОС, – навыках построения деятельности, постановке целей, осмысленном движении по индивидуальной образовательной траектории, умении привлекать необходимые образовательные ресурсы, которые традиционная школа не могла обеспечить в желаемом объеме. Одним из ответов образовательного сообщества стало внедрение тьюторских практик в деятельность формальных учебных учреждений.

Поскольку тьютор как специалист, соответствующий запросам стандартов нового поколения, только входил в массовую структуру образования, ему были необходимы правовая, организационная и содержательная поддержка. 2009 год – это начало многолетнего цикла исследований границ профессиональной квалификации и движения к законодательно закрепленному профессиональному стандарту.

2012 г.

  • Ситуация на тот момент сложилась следующая. В учебных учреждениях, родительских и педагогических сообществах, принявших ценности индивидуализации и открытости образования, в той или иной степени практиковались тьюторские технологии. Соответствующие функции брали на себя преподаватели, психологи, классные руководители и т.д. Как следствие, назрела необходимость оформить данную деятельность как должность в штатном расписании, закрепить профессиональные обязанности.
  • Ответом на эту потребность стал сборник «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: опыт и перспективы нормативно-правового урегулирования». В нем помимо основополагающих идей по законодательному оформлению тьюторской практики (документация, оплата труда, принципы организации сети тьюторских площадок) содержался анализ существовавших на тот момент принципов и форм тьюторской деятельности в семейном, высшем и среднем профессиональном, школьном, дошкольном, дополнительном, инклюзивном, а также в некоторых вариациях отрытого образования.
  • Продолжается осмысление места тьютора в реформируемой системе образования, обсуждаются перспективы включения тьюторского сопровождения в довузовское профессиональное образование в соответствии с новыми ФГОС СПО.
  • Рассматривается опыт взаимодействия с родительским сообществом вне рамок формального обучения. В частности, описывается возникновение по инициативе группы родителей замысла «Тьюторской школы», где основанием для институционализации тьюторства стал запрос на компетентную структуризацию образовательного пространства для каждого отдельного ребенка (Е.А. Волошина).

Образцом осмысления профессии можно считать книгу «Профессия “Тьютор”», в которой прослеживаются исторические корни этой деятельности в мировой и российской педагогике, а кроме того, нормативные, организационные и практические аспекты распространения тьюторства в России (Т.М. Ковалева, А.А. Теров, Е.И. Кобыща, М.Ю. Чередилина, С.Ю. Попова (Смолик)).

2013 г.

Тьюторские практики начали интегрироваться в образовательное пространство крупных регионов: только за период 2010–2013 гг. к Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) присоединились Волгоградская область, Чувашия, Архангельск, Приморский край, Новосибирск, Пермский край. Столь масштабное расширение сообщества повлекло, с одной стороны, подробные аналитические исследования принципов и оснований тьюторства, с другой – все более детальное осмысление практик отдельных педагогов.

Значительная часть статей организаторов и членов МТА в тот период посвящена разработке программ магистерской подготовки специалистов-тьюторов: их соответствию ФГОС ВПО, общим подходам, формам аттестации, технологиям обучения.

Несмотря на относительно небольшое количество дипломированных выпускников, идея тьюторства уверенно продвигалась в различных областях образования, в том числе и неформального. Прорыв в этом направлении отражен в сборнике «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: родительство, особое детство, учительство».

Интерес к данному виду образовательных услуг прежде всего обусловлен тем, что семья все решительнее стала уходить от усредненных траекторий старой школы к оформлению индивидуального образовательного запроса. Семьи, заинтересованные в качественном образовании и развитии детей, сформировали заказ на тьюторское сопровождение для дошкольников. Он заключался в определении приоритетных направлений развития ребенка и привлечении соответствующих ресурсов. Особенностью данного вида тьюторского сопровождения является множественный субъект «взрослый–дошкольник» (Л.И. Лазарева).

В областях, относительно далеких от системы образования, тоже стал формироваться интерес к тьюторским технологиям. Так, они были востребованы при оценке эффективности персонала коммерческих структур – для осознания работником субъективных целей и соотнесения их с интересами компании.

Любопытен и опыт применения тьюторства в иммигрантской среде.

Помимо этого развивается тенденция в области тьюторского сопровождения особых детей: приемных, с ОВЗ.

  • Одновременно с расширением поля деятельности продолжалась работа по интеграции профессиональных тьюторов и тьюторских технологий в школу. Отметим как чрезвычайно удачный опыт обучение целой команды педагогов из московского Центра образования № 1811 «Измайлово», результатом которого стало системное внедрение тьюторского сопровождения в образовательное пространство инновационной школы.
  • Данный процесс отражен в книге «Школа на пути к открытому образованию: опыт освоения тьюторской позиции». Чтобы отметить наиболее востребованные направления, проследим тематику материалов тех педагогов, кто использовал полученные навыки на практике.
  • Расширение рамок классно-урочной системы (игровые образовательные сессии, детско-взрослая академия, лабораторно-экспериментальный интенсив) – 5 статей.
  • Поддержка детей при переходе на новую ступень обучения классным руководителем – 3 статьи.
  • Развитие самостоятельности в начальной школе – 2 статьи.
  • Влияние индивидуализации на пространство школы в целом – 2 статьи.
  • Подготовка к ЕГЭ – 1 статья.
  • Новые подходы к преподаванию учебных предметов (МХК) – 1 статья.
  • Совершенствование инклюзивной среды – 1 статья.
  • Работа с семьями, выбравшими альтернативное образование, – 1 статья.

2014 г.

  • Спустя год МТА представила итоги своей деятельности в рамках антропологического подхода, причисляя ее к антропопрактикам, и обобщила их в сборнике «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности».
  • Большая часть материалов структурирована по возрастным группам и уровням образования тьюторантов. Установочный раздел включает в себя анализ профессиональных качеств, отдельных процедур и элементов тьюторской практики.
  • Иными словами, портрет профессии с каждым годом прорисовывается более детально. Параллельно происходит накопление опыта работы с различными категориями подопечных и расширение перечня способов деятельности.

2015 г.

  • Исследователи и практики сосредоточились на осмыслении границ профессиональной деятельности и форматов работы тьюторского сопровождения, а также на сопоставлении его с другими антропопрактиками. В частности, этот подход отражен в сборнике «Тьюторство в открытом образовательном пространстве и коучинг: взаиморесурсность двух профессий», где рассматриваются сходные и различные черты двух практик развития человека. В программном разделе можно найти такую дихотомию: тьютор задает пространство самоопределения и работает в нем в режиме проб и проектирования, коуч способствует эффективному достижению намеченных целей (Т.М. Ковалева).

Очевидна тенденция к увеличению разнообразия учреждений и целевых групп, использующих тьюторские технологии с привнесением в них специфических задач и акцентов: библиотеки (формирование тьюторских компетенций у родителей); интернаты (адаптация и интеграция); детские дома (психологическая реабилитация, преодоление сиротской выученной беспомощности) и др.

В 2015 году сопровождение детей и подростков с ОВЗ представлено анализом их ключевых проблем и рекомендациями по сопровождению: упор на работу с антропологическим вектором тьюторского действия, особое внимание к профессиональным границам. Также представляют интерес разработанная программа профессиональной переподготовки тьюторов, специализирующихся на работе с детьми этой категории (Н.Ю. Грачева, Е.Б. Колосова); содержание дополнительного курса в педагогических вузах.

2016 г.

Своеобразным итогом работы МТА к 2016 году можно считать сборник «Альманах тьюторских практик и технологий». Он составлен из статей, описывающих опыт тьюторов с 2012 по 2015 годы. Собранные воедино, эти тексты демонстрируют развитие, усложнение, детализацию практик, позволяют выявить существенные тенденции в деятельности членов МТА.

Скажем, от года к году площадки, где разворачивались практики, становились все более специализированными. Если в 2012 году это формализованные учебные учреждения (ДОУ, университет, СОШ, клуб, лицей, гимназия, институт, центр тьюторского сопровождения), то в дальнейшем список становится разнообразнее.

2013 год: республиканский ИПКиПРО, центр детского творчества, лицей-интернат, центр информационно-коммуникационных технологий, областная станция юных техников, центр образования.

2014 год: профильный лагерь для одаренных детей, предметные мастерские.

2015 год: мастерская учителей начальной школы.

Подобную тенденцию можно видеть и в ходе сравнительного анализа контингента тьюторантов. Возникают все новые направления в сопровождении.

В начале сборника отмечаются следующие его адресаты: педагоги ДОУ; аспиранты; учителя и классные руководители; родители младших школьников; учащиеся и педагоги школ; студенты; педагоги, повышающие квалификацию; младшие школьники.

В 2013 году к ним прибавляются педагоги одной параллели из нескольких школ Удмуртской Республики; учащиеся основной и старшей ступени школы-интерната; магистранты университета; учащиеся на рубеже новой ступени школьного обучения; команда педагогов при реорганизации школы.

В 2014 году – одаренные дети; разновозрастные группы, объединенные интересом к одной предметной области.

В 2015 году – дети из социально неблагополучных семей; дети с ОВЗ; учащиеся одной параллели; студенты бакалавриата на практике.

Не менее показательны тенденции в эволюции содержательных элементов тьюторских практик. Усложняется и совершенствуется инструментарий тьюторов, представления о результатах тьюторского сопровождения. В ряде случаев авторы посчитали необходимым отметить продукт, создаваемый в процессе тьюторского сопровождения.

В 2012 году список таков: ИУП, тьюторский дневник, портфолио, ИОП, публичное выступление.

В 2013 году список расширился: дополнительные образовательные программы и методики; карты наблюдений, результаты многоуровневого мониторинга; интегрированная учебная программа, личностно-ресурсная карта на долговременную перспективу.

В 2014 году – дневники, анкеты, фото- и видеофиксация.

В 2015 году – презентация совместного проекта взрослого и дошкольника, мастер-класс на родительском собрании.

Выводы

Очевидно, что массив текстов не может служить абсолютно объективным отражением ни многообразных и сложных процессов, формировавших тьюторское сообщество, ни содержания его деятельности, так как практический опыт постоянно подвергается его носителем осмыслению и фиксации, а важность его элементов расценивается субъективно. Однако именно вследствие значительности объема проанализированных текстов можно претендовать на адекватность при характеристике основных тенденций.

В каждый период актуальные направления тьюторских практик совпадали с тенденциями в образовательном сообществе – как в широком смысле образовательной политики, так и в рамках отдельных социальных групп.

Укоренение тьюторского сопровождения в социокультурных практиках начиналось с официальных образовательных учреждений, постепенно проникая в сферу неформальных объединений и сообществ.

В процессе развития тьюторские практики охватывали все более обширный спектр заказчиков. Диапазон расширялся по различным категориям: по возрасту, социальному статусу, профессиональной направленности, особенностям здоровья.

Технологии и инструментарий МТА также совершенствовались, неизменно оставаясь ориентированными на индивидуализацию и открытое образование.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube