Предлагая семье различные формы представления (электронная презентация, коллаж, альбом, стендовый доклад, театрализованное представление и т.д.), чтобы показать насыщенность и открытость среды (по содержанию, способам работы, формам реализации образовательных предложений), я создаю ситуацию, мотивирующую очередные шаги развития как детей, так и их родителей. Они имеют право выбора и возможность представления себя в новом формате.
Исходя из принципа вариативности, я осуществляю моральную поддержку семей. Кому-то необходимо выдержать паузу, кто-то готов практически сразу, некоторым нужна дополнительная ресурсная база (помощь учителей-предметников, технические средства школы, видеотека по позитивной психологии, библиотеки, центры дополнительного образования и т.д.).
Среда не имеет определенной структуры. Семьи могут работать индивидуально, а могут объединяться в мини-группы. Возможны разные варианты дальнейших событий (повторная самопрезентация или появление совершенно нового продукта).
Этапы тьюторского сопровождения:
Этап 1. Диагностический. На родительском собрании показывается ролик-притча «Наши дети», где ребенок мечтает стать телевизором, так как тому в доме уделяется гораздо больше времени. Родителям предлагается высказать свое видение данной проблемы. На детско-родительском собрании анонсируется проект «Моя семья – мое богатство».
На этом этапе особенно значимо создание позитивной атмосферы, психологического комфорта, способствующего вхождению взрослых и детей в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. Осуществляется ориентация на личные образовательные запросы семей, их особенности, интересы и склонности, общую направленность.
Этап 2. Проектирование предстоящей самопрезентации. Осуществляется организация сбора информации об истории своей семьи, выделение значимых для семьи событий, особенностей, склонностей, интересов.
Классный руководитель в тьюторской позиции помогает выбрать форму представления и спланировать действия по осуществлению замысла. Оказывается помощь семьям в составлении карты-поиска информации в различных социальных пространствах.
В наше время очень много неполных семей. Многие из них этого стесняются. И в этой ситуации важно понимать, что «чувство семьи» не зависит от числа совместно проживающих людей. Есть друзья детей и родителей, крестные, двоюродные братья и сестры, домашние животные и т.д. На время проекта «членом семьи» становится и классный руководитель (в роли тьютора).
Так как работа над проектом выполняется в семье (группе семей), нужно распределить «роли». Каждый член семьи берет на себя ответственность за определенный вид деятельности, это способствует формированию самоорганизующихся способностей.
Составляется гибкий график семейных декад, который в периоды рефлексии может изменяться.
Этап 3. Самопрезентация семей. Тьютор не вмешивается в ход представления семьи, фиксирует происходящее (например, с помощью камеры), консультации проводит «по требованию».
После самопрезентации семья организует чаепитие, и все желающие могут задать семье свои вопросы, поблагодарить ее.
Этап 4. Рефлексия с семьями после каждого представления. Проведение самоанализа пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию адекватной самооценки, умению оценивать собственные и чужие способы действия, понимать происходящее в себе и изменения в окружающих.
Корректировка графика, темы, формы и содержания представления семей.
Планирование следующего шага.
Если в процессе работы над проектом выявляются проблемы, то возможно составление карты-поиска специалистов, которые помогут в их решении.
Вот некоторые из полученных результатов и эффектов.
– В социальном векторе – приросты в опыте самопрезентации, близком и открытом общении членов своей семьи и семей друг с другом, приобретении новых социальных контактов; восстановление социальных ролей внука и бабушки, усыновление ребенка, формирование коммуникативных умений детей.
– В культурно-предметном векторе – погружение в историю своей семьи, умение работать с семейными традициями и реликвиями как источниками и ресурсами расширения собственных увлечений и познавательных интересов, которым открыто образовательное пространство класса и школы; навык работы с различными источниками информации, овладение способами организации рефлексии.
– В антропологическом векторе – нахождение зоны дальнейшего развития, продвижение ребенка в палитре индивидуальных смыслов и ценностей семейной культуры, опыт эффективного взаимодействия людей разных поколений, нормализация детско-родительских отношений, рост самих родителей.
Данная практика разрабатывалась и реализовывалась в условиях образовательного учреждения в рамках реализации ОЭР. На основании приказа директора школы были организованы творческие лаборатории. Участники эксперимента получали доплату. На педагогических советах и методических семинарах предъявлялись результаты проделанной работы.
Системное воспроизводство результатов и эффектов подтверждается практикой.