Без рубрики // Аналитика

Cетевой учитель и сетевой тьютор: школе нужны новые профессионалы

Индивидуализация заявлена в Федеральном законе «Об образовании в РФ». То есть утверждается право обучающегося на получение образования в соответствии с его индивидуальными потребностями. Для этого образовательная организация должна обеспечить все необходимые условия, в том числе педагогические и организационно-управленческие.

Наш информационно-методический центр – учреждение дополнительного профессионального педагогического образования. Идею взаимопроникновения двух групп условий мы реализовали в форме проекта региональной инновационной площадки по теме «Сетевое взаимодействие в профильном обучении». Основными продуктами площадки стали: модель сетевого взаимодействия, сетевая интегрированная образовательная программа предпрофильной подготовки и профильного обучения, пакет программ повышения квалификации, в том числе ПК «Практика тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы в условиях сетевого взаимодействия ОУ».

Сетевая модель предпрофильной подготовки и профильного обучения по определению расширяет образовательное пространство для обучающихся, делает его принципиально открытым: дети получают возможность заниматься в учреждениях, обладающих ресурсами различного типа и качества. Для реализации модели нами создана сетевая интегрированная образовательная программа (СИОП).

Предложение реализовать свои образовательные интересы не только в рамках школы, но и за ее пределами постепенно порождает потребность в индивидуальной форме организации образовательной (само)деятельности.

Так, анкетирование девятиклассников школ Московского района в 2015 году выявило только 14% ребят, допускающих возможность обучения в своей школе и в других образовательных учреждениях (практически все при этом подразумевали обучение с репетитором или обучение на подготовительных курсах вуза).

Участие в образовательных событиях СИОП быстро сформировало у 46% девятиклассников нынешнего учебного года представление о том, что они могут выбрать элективный предмет, проект, дистанционный курс из большого перечня сетевой образовательной программы.

Особенности организации сетевого взаимодействия и практика реализации программ и событий в сети требуют новых профессиональных позиций: сетевой учитель и сетевой тьютор.

Для обслуживания формирующихся баз и сетевых потоков нужно соответствующее информационное обеспечение. Поддержать индивидуализацию в сетевой программе готовы специалисты фирмы «Нетрика», совместно с которыми был создан прототип сайта «Навигатор профильного обучения». Используя этот инструмент, а также программно-аппаратный комплекс «Пеликан» для дистанционного обучения и вебинаров, учитель и тьютор приобретают новые компетенции для обучения и сопровождения в условиях сетевой программы.

Новые управленческие компетенции необходимы и руководителям школ. Информационно-методический семинар для них – «Управление процессом профильного обучения: практика индивидуализации образования и тьюторства» – был проведен на базе школы № 643. Школа не первый год занимается заявленной проблематикой, она – площадка Межрегиональной тьюторской ассоциации. Отделу образования района важно было выявить, каково отношение руководителей к имеющимся практикам индивидуализации и каким будет выбор модели решения этой задачи в районе в целом.

Наработки сетевой экспериментальной площадки школы были предложены в качестве контекста для решения конкретных задач, возникающих перед управленцами:

– организовать тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ при переходе из начальной школы в основную;

– обеспечить индивидуализацию образовательного процесса и тьюторское сопровождение ИОП обучающихся с признаками одаренности;

– организовать тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании;

– обеспечить потребность в тьюторском сопровождении индивидуальной образовательной программы в профильной школе;

– создать условия для формирования тьюторских компетенций учителей-предметников и классных руководителей, готовых к сопровождению ИУП/ИОП;

– предоставить возможность услуги педагогического (тьюторского) сопровождения для детей на семейной форме образования/самообразования;

– организовать для подростков особые сетевые образовательные события, выявляющие тьюторский потенциал педагогов;

– обеспечить тьюторским сопровождением предпрофильную подготовку в условиях сетевого взаимодействия организаций для определения индивидуального маршрута учащегося в старшей школе.

Для каждого из руководителей значимость этих реперных точек учебно-воспитательного процесса различна, поэтому они легко разошлись для работы в группах. Наибольший интерес вызвала мастерская «Тьюторское сопровождение ИОП старшеклассника в условиях сетевого взаимодействия ОУ». Участники получили пакет нормативных документов по утвержденному стандарту тьютора, примерные должностные обязанности, технологические карты тьюторского действия. Игровая часть называлась «Будь готов стать тьютором!»: директор продумывал требования и вопросы к кандидату на должность, а исполняющий роль кандидата готовил резюме, исходя из своих индивидуальных и профессиональных ресурсов. Руководители школ с энтузиазмом втянулись в игру.

Закончился семинар анкетированием участников и обсуждением полученных результатов. Выборка представительная: 38 руководителей школ и шесть специалистов отдела образования.

1. Какие программы сопровождения вы считаете наиболее актуальными для вашей школы?

Сопровождение одаренных – 32%.

Сопровождение детей с ОВЗ – 27%.

Сопровождение учащихся, не осваивающих образовательную программу, – 41%.

(Заметим, что распределение достаточно равномерное, но предпочтение все же проявилось.)

2. Является ли необходимой компетенцией для педагогов вашей школы владение технологией тьюторского сопровождения?

Да – 46%.

Нет – 31%.

Еще не думал – 23%. (Все же есть те, кто ушел от ответа!)

3. Как вы планируете организовать индивидуализацию обучения в вашей школе?

Ввести должность тьютора в штатное расписание – 28%.

Обучить учителей-предметников, классных руководителей тьюторским компетенциям – 42%.

Организовать внеурочную деятельность на принципах сопровождения ИУП/ИОП/ИОМ – 28%.

Свой вариант – 2%.

При этом 80% участников отметили актуальность и полезность материалов семинара для своей управленческой деятельности по обеспечению индивидуализации обучения в школе.



Новости





























































Поделиться