Без рубрики // Аналитика

«Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек»

Мне никогда не нравилась ситуация, при которой люди, десятки лет прожившие, к примеру, в Эстонии или в Армении, не обучились и десятку бытовых фраз. К чему это приводило и привело, дополнительно рассказывать не надо!

«Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек»
Фото: Travangelo.co.uk

Не нужно ждать какого-то сакрального часа, чтобы снова вернуться к очевидным истинам. Татарстан – важнейший федеративный субъект, национальный язык должен изучаться всеми гражданами республики, правовые противоречия нужно корректировать, и для этого есть право законодательной инициативы. Для меня несомненно, что основы уважения к языку, к его изучению закладываются в семье. Исключительно школа не «вытянет» изучение ни одного языка, даже родного. Естественно, языки в целом преподаются плохо не только в школах Татарстана. Естественно, дети в целом имеют слабую мотивацию к обучению. Но это не значит, что мы переходим на китайский, дабы завершить дискуссию о языках России и о необходимости существенных изменений в области образования.

Да, мы сейчас многое рассматриваем с позиций меркантильных, формально-процедурных. Наверное, это запрос времени. Но история – это тоже время, только взятое не в масштабе сиюминутности. И вот история как раз свидетельствует о том, что небрежность по отношению к национальным языкам сказывается в конце концов на нраве и воле народа, на его самобытности, участии в созидательной цивилизационной деятельности.

Два государственных языка должны присутствовать в программе общего образования. К основным урокам прилагается система кружков и факультативных занятий для углубления, детализации и прочее. Желающие изучать итальянский язык и суахили отправляются на курсы и в широкие объятия репетиторов. Для людей любой национальности, хорошо освоивших оба государственных языка, в Татарстане создаются преференции при приёме на работу, получении всяческих грантов, назначении на должность, участии в межрегиональных и международных конференциях, программах и т.п.

Мне никогда не нравилась ситуация, при которой люди, десятки лет прожившие, к примеру, в Эстонии или в Армении, не обучились и десятку бытовых фраз. К чему это приводило и привело, дополнительно рассказывать не надо!

В Москве порядка 10 лет осуществлялся хороший проект – создание и функционирование школ с этнокомпонентом (русским, грузинским, литовским, корейским, еврейским, азербайджанским и пр.). Была школа и с татарским этнокомпонентом – прекрасная школа, где царила атмосфера деликатности и творчества. «Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек» – это не случайное высказывание выдающегося немецкого мыслителя. Почему бы не «стать человеком» благодаря изучению татарского языка? Если люди увидят, что государство серьёзно заинтересовано в изучении языков своей страны (шаблонный пример – Финляндия с её финским и шведским), отстаивает, уважает их, то будут вольно или невольно стараться соответствовать подобной тенденции. Ну а споры всё равно не утихнут, на каком бы языке они ни велись.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube