Экономика // Комментарий эксперта

​Вливание очередной порции госсредств не принесет ожидаемых результатов

Развитые страны нацелены на стабилизацию госрасходов в сфере образования, но с повышением эффективности их использования, в то время как развивающиеся страны свою политику ориентируют только на рост расходов

– В чем, по-вашему мнению, главная опасность недофинансирования системы образования?

– Опасность недофинансирования образования связана с ростом рисков.

Недофинансирование напоминает историю про кашу из топора. Самый главный риск – это риск невыполнения взятых на себя обязательств. Второй риск – повышение уровня социальной напряженности и третий риск связан с износом образовательной инфраструктуры.

Проблема недофинансирования образования действительно существует. Однако сравнение стран только по уровню расходов на образование не показывает реальной картины, так как не учитывается структура и специфика финансовой системы образования.

Это явление можно объяснить рядом причин. Одна из них связана с тем, что расходы на образование в ВВП не показывают их распределение по различным социальным группам внутри государства и не могут служить основой для оценки доступности образования для разных слоев населения. При сравнениях важно указывать и долю госфинансирования в той или иной стране и пр. Все зависит от призмы рассматриваемого вопроса. Так, за последние 3 года наблюдается скачок темпов роста госрасходов по исполнению конституционных гарантий в сфере образования (закрепленных Конституцией Российской Федерации). «Образовательные расходы» государства на 1 жителя страны за последние 3 года возросли в 7,7 раза и т.д. В расходах федерального бюджета обязательства по финансированию сферы образования продолжают занимать 2 МЕСТО среди других социальных расходов. Скорее, в этой ситуации важно говорить о движении выделяемых финансовых потоков, источниках формирования и основных направлениях использования этого Валового внутреннего продукта. Поэтому решение проблемы недофинансирования напрямую связано с совершенствованием таких распределительных механизмов, как бюджетная система и финансовый рынок. И в рамках имеющихся средств наиболее важен анализ эффективности расходования уже выделенных ресурсов.

– Согласны ли Вы с Олегом Смолиным, что дополнительные средства следует направлять не в Резервный фонд, а непосредственно в сферу образования?

– Получение дополнительных средств всегда приятно и ожидаемо. Но вопрос в том, на что хотим направить эти средства, какова финансовая стратегия системы образования. К сожалению, приходится констатировать, что данной стратегии нет (несмотря на то, что есть приоритетные проекты, госпрограмма Развития образования и пр.). И вливание очередной порции госсредств не принесет ожидаемых результатов (подобный опыт наша страна имеет). Возможным выходом в сложившейся ситуации может стать развитие фонда поддержки образования. Привлечение дополнительных средств может быть связано и с развитием финансового рынка образования.

– Есть ли связь между увеличением объема финансирования образовательной сферы и повышением качества образования?

– Прямой корреляции нет и тому посвящено множество работ – как зарубежных, так и отечественных авторов. Результаты образования во многом зависят от качества работы всех участников образования.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Другие статьи автора

Новости





























































Поделиться