Какому родителю хочется, чтобы ребенок был неуспешным? Конечно, никакому. Но правильный ли это вопрос? Стоит ли его задавать, если ребенок даже еще не пошел в школу?
Не так давно мне позвонили с предложением о сотрудничестве. Одна из мам очень просила, чтобы к ним домой приезжал педагог и занимался с ее детьми в частном порядке. Возраст детей – 7 месяцев и 3,5 года. На обсуждение деталей не было времени, и я благополучно договорилась о встрече. Через несколько дней мы встретились для обсуждения задач, которые она ставила перед педагогом и детьми. Здесь-то меня и ждал главный сюрприз. Для ребенка 7 месяцев задача была «обучить читать». Для ребенка в возрасте 3,5 года – «научить считать до 100» (считать в понимании этой мамы – это знать расположение цифр от 1 до 100). Свое большое удивление и негодование я оставила при себе и договорилась о встрече с детьми. Через неделю приехала я к детям, мы познакомились, поиграли, и я уехала.
Уехала я от них, крепко задумавшись. Задумавшись вот о чем: почему родители так стремятся с пеленок обучить читать, писать, считать и прочим умениям? Почему сейчас, куда ни глянь, везде центры развития детей? Отводя туда ребенка, что родитель надеется получить?
Вообще с этой проблемой я сталкиваюсь не первый год. Каждый раз ко мне на занятия приводят детей. Каждый раз, начиная новую группу, мы с родителями обсуждаем их ожидания: что они хотят от совместных занятий с детьми в возрасте от года? И все хотят, чтобы их детей учили писать и читать. Тут возникает вопрос: почему родители считают, что ребенку в первый год жизни нужно учиться считать и запоминать алфавит? Почему они думают, что чем раньше педагог будет обучать детей письму и чтению, тем они будут сообразительнее? К сожалению, этот миф распространен везде и повсеместно.
В 2013 году ООН была внесена поправка в Декларацию о правах ребенка. Основная цель данной поправки – борьба с коммерциализацией детства и загруженностью ребенка. Приведу выдержку из пункта 7 данного документа: «Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений». Предоставляет ли в наше время семья такую возможность, как игра? По моим наблюдениям – нет. Зачастую дети, с которыми я сталкиваюсь, просто не умеют играть. Они не умеют играть в больницу, в школу, в кафе. Что говорить, если такая незамысловатая на первый взгляд игра, как дочки-матери, у многих детей вызывает сложности? Сейчас родители мало играют с детьми – это факт. И я всегда задаюсь вопросом: почему? Почему современные родители не играют? Почему им проще отвести ребенка на час в детский центр, а самому повисеть на телефоне? Именно эту картинку я частенько наблюдаю. Родители своих детей отвели на занятия – и все поголовно «в телефонах». Я не осуждаю. У всех разные профессии, разные взгляды на образование и воспитание, разное количество времени, которое можно уделить ребенку. Все люди разные, и каждый выбирает то, что нужно именно ему. Это ведь прекрасно. Только вот кто думает о том, что действительно нужно ребенку?
При общении с родителями я очень редко вижу, что они сомневаются в своем знании о том, что нужно их ребенку. «Маша должна знать буквы. Ей ведь 4 года», «Соне 3 года, и она должна считать хотя бы до 10», «Как это Вера не знает, кто такой верблюд? Вот Алиса в 2 года уже всех диких животных знает!»
Вот именно это я слышу от родителей, которые приходят заниматься со своими детьми. И когда я говорю: «Мы не будем изучать буквы, мы не будем учиться считать, а основную часть времени мы будем копаться в песке, крупе, сенсорных коробках. Мы будем играть, ползать, бегать и танцевать», – большинство уходит со словами: «Нам такое не подходит». Ну что тут сделаешь, раз не подходит? Вздохнуть и идти ползать и играть с теми родителями и детьми, кому это подходит.