«Инструкцию к изделию читают только в том случае, когда аппарат или безнадежно испорчен, или не помогают другие методы воздействия».
(Один из законов Мерфи.)
Коллега, которая занимается с детьми электроникой, жалуется:
«...Но главное – дети не читают инструкции. Просто наотрез отказываются. Проще дергать учителя и требовать, чтобы он показал. Если этого делать не будешь, то риск вообще не получить никакого продукта на выходе возрастает в разы. Я за пять занятий смертельно устала. Из четырех групп только одна работает результативно. И что с этим делать?»
В самом деле – что с этим делать? Это же ужасно: те самые инструкции, которые, как известно, написаны кровью (так нас учил преподаватель в автошколе, рассказывая о ПДД), детьми абсолютно игнорируются. Им проще «дергать учителя и требовать, чтобы он показал».
Ужас! Пассивные, нелюбопытные. Рассчитывают только на внешнюю помощь. Никакой самостоятельности. Вот вам последствия «учения с увлечением» – как только требуется самостоятельно прочитать что-то, так сразу – в кусты!
Стоп.
Давайте разберемся не спеша. В чем суть проблемы? Дети не читают инструкции. Я не буду сейчас разводить трюизмы про визуальное мышление и про то, что дети сегодня хотят текстов новой природы – с картинками, инфографикой и пр.
Давайте посмотрим на ситуацию отстраненно. Вот аудитория, в которой есть дети и есть учитель. И есть тексты инструкций. Для того чтобы успешно выполнить работу, нужно понимать, как. Это «как» записано в инструкции. Но дети не читают инструкцию. Потому что для этого нужно совершить работу. Намного меньшую работу можно совершить, просто спросив учителя. Так зачем «платить больше»? И в этом смысле ответ прост. Если не читают, значит, не надо. Пока можно не читать, читать не будут. Выход один – создать ситуацию, в которой без этого не обойтись. Традиционная педагогика идет по пути принуждения. «Читай, а не то…» Но того, что можно подставить после «а не то…», становится все меньше. Но можно пойти по другому пути. Помнится, когда-то, давным-давно, Людмила Рождественская придумала увлекательный квест по торговому центру, в рамках которого дети самоотверженно и с огромным удовольствием изучали… технические таблички и инструкции. Да-да, те самые таблички грузоподъемности лифтов и правила эвакуации при пожаре. Изучали. Вчитывались. Казалось бы, что им Гекуба? Но им было интересно.
Интересно ли детям читать инструкцию к паяльнику? Риторический вопрос.
Но учитель на то и учитель, чтобы из этого сделать педагогическую ситуацию.
Трудно? Да. Обидно? Да. «В наши годы» детей не надо было мотивировать на чтение инструкций. Теперь – надо. Учить. Учить читать. Учить находить ответы, не только спросив учителя, но и в текстах. Базах данных. Инструкциях.
Стоп.
А сами-то мы часто читаем инструкции к технике? Недавно, разбирая свои бумаги, я обнаружил запечатанный пакет с мануалом от ноутбука. Этот ноутбук отработал у меня несколько лет и благополучно почил в бозе. После него я сменил уже два ноута. А инструкция так и осталась нераспечатанной. А зачем? Когда мне потребовалось его разобрать, чтобы почистить, я не стал искать в ящике мануал. Я нашел на YouTube ролик, в котором инженер подробно показывал, какие винты и в каком порядке откручивать. Так почему мы, сами не очень привечающие инструкции, требуем этого от детей?
Другой пример. Мне нужно было разобраться с одной автоматической стиральной машиной выпуска начала 2000-х годов. Тогда, если кто не в курсе, инженеры столкнулись с проблемой – машины стали столь сложны, что управление двумя десятками программ, на которые способна «стиралка», оказалось непосильной задачей для потребителя. То был период пика сложности этих технических устройств. И вот, когда «методом тыка» разобраться с нужными алгоритмами мне не удалось, я пошел искать мануал. И каково же было мое удивление, когда я обнаружил не только «талмуд» от фирмы-производителя, но и коротенький бриф из этого «талмуда», сделанный нашими ремонтниками. Оказывается, сообщество мастеров по ремонту стиральных машин издает специальный журнал, в котором собирает короткие, хорошо иллюстрированные инструкции по самым разным стиральным машинам. Весь «талмуд» разместился на развороте хорошо сверстанного и иллюстрированного текста.
Вам все еще нужна мораль этой истории? Может, дети не читают именно потому, что инструкции не столь хороши?
В заключение приведу еще один пример. Купил я как-то в школу верстаки. Китайские, но «локализованные» в России. То есть наши снабдили их инструкцией для сборки на русском языке. Сказать, что это была чудесная инструкция, значит ничего не сказать. Начать с того, что в ней была перепутана даже спецификация деталей. И мне потребовалось минут пятнадцать, чтобы докумекать, что три детали, описанные в спецификации как отдельные узлы, в комплекте поставлены как наборы для сборки в виде деталей россыпью. Для того чтобы это понять, потребовалось полазить по Интернету и поискать фото верстаков в сборе в разных ракурсах. Потому что из прилагаемого чертежа не было понятно даже, какой стороной детали «прикручивать». Я справился, конечно. И провел после этого «урок чтения дурацких инструкций» со своими детьми. Но ведь наверняка инженерам фирмы-производителя все слова в инструкции были понятны! Ибо чего проще – есть в спецификации узел в сборе. А в наборе – пять деталей, из которых его можно собрать. Куда проще?
Но это ясно нам, инженерам. А что говорить о детях, для которых визуальный язык намного ближе, чем текстовый!
Так что не удивляйтесь, если вас будут тянуть за фалду пиджака и просить пояснить, как это сделать. Возможно, им и в самом деле непонятно.